ГУ "Республиканский научно-практический центр трансфузиологии и медицинских биотехнологий"
Министерство здравоохранения Республики Беларусь
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+375 17 289-84-84
+375 17 289-86-43              
    Информация донорам                 

Система регистра населения – ресурс, который востребован всеми

Система регистра населения в структуре милицейского ведомства существует с 2013 года. О том, какие сведения в ней содержатся, а также как работа с персональными данными способствует выявлению правонарушений, рассказал начальник управления по регистру населения Департамента по гражданству и миграции МВД полковник милиции Юрий Киреев.

Что представляет собой регистр населения и с какой целью он был создан?

Регистр населения – государственная централизованная автоматизированная система, призванная сформировать единое информационное пространство нашей республики. Она аккумулирует персональные данные о гражданах Беларуси, иностранцах, а также о лицах без гражданства, постоянно проживающих в нашей стране.

Отправной точкой создания регистра населения послужили Директива Президента № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышения качества обеспечения жизнедеятельности населения» 2006 года, в развитие которой в 2008 году принят Закон «О регистре населения». Последним утвержден перечень персональных данных, подлежащих внесению в регистр, а также определен круг госорганов, предоставляющих эти сведения. Владельцем регистра населения определено Министерство внутренних дел.

Помимо своей основной задачи – учета физических лиц, регистр населения осуществляет информационное взаимодействие и сотрудничество с организациями, обеспечивая их достоверными и актуальными персональными данными о гражданах. К слову, регистр населения – одна из немногих информационных систем, где правоотношения по вопросам ее ведения регулируются на законодательном уровне.

Приступая к созданию регистра, сотрудники ДГиМ столкнулись с технически сложной и трудоемкой задачей. Необходимо было модернизировать существующие каналы связи, приобрести и настроить высокотехнологическое телекоммуникационное оборудование, а также разработать «с нуля» программное обеспечение. Кроме того, стояла задача набрать, подготовить не только своих специалистов, но и провести обучение сотрудников заинтересованных организаций и ведомств, разъяснить порядок внесения и исключения персональных данных. При этом было важно соблюсти все требования, предъявляемые к передаче и защите информации. Сейчас специалисты по регистру населения есть в каждом территориальном органе внутренних дел.

Какая информация поступает в регистр? Сколько данных он содержит?

Регистр населения наполнялся поэтапно. Первоначальный массив данных был сформирован к середине 2013 года. Его основу составляли сведения МВД об идентификационном номере и паспортных данных гражданина. После этого непрерывно в хронологическом порядке стала направляться информация из органов ЗАГС о рождении, бракосочетании или расторжении брака, перемене фамилии, дате и месте смерти, а также данные о родителях и детях.

В 2014-2015 годах в базу стали поступать сведения из Министерства образования (о получении высшего образования) и ВАК (об ученой степени или звании), военных комиссариатов (об исполнении воинской обязанности), МНС (о налоговых обязательствах), Белгосстраха (о страховых выплатах), а также данные о пенсиях силового блока.

В 2016-2019 годах продолжилась работа по внесению массива сведений о месте работы, датах трудоустройства и увольнения – из ФСЗН и Минтруда, об инвалидности – из Минздрава, о пенсионных выплатах – из Минтруда, об объявлении умершим, о лишении родительских прав, признании безвестно отсутствующим, недееспособным и ограниченно дееспособным – из судов общей юрисдикции. Подключились и местные исполнительные и распорядительные органы с данными об опекаемых, безработных и местах захоронения людей граждан.

Внесение сведений в базу и их актуализация – непрерывный процесс, который проходит в режиме реального времени. Ежемесячно в регистр населения поступает порядка 12 тысяч данных о новых лицах.

Как используются данные регистра населения?

Сфера применения содержащихся в регистре населения персональных данных огромна. Прежде всего, это совершенствование заявительного принципа «одного окна», внедрение биометрических документов, оказание электронных услуг, а также информационное обеспечение деятельности организаций и нотариусов. Данные регистра позволяют снизить риски переплаты пенсий и пособий, обеспечить воинский учет военнообязанных, определить численность и составить списки избирателей, а также учитываются при подготовке и проведении переписи населения. Кроме того, функционирование системы направлено на реализацию положений Декрета Президента № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» и Указа Президента № 322 «О предоставлении безналичных жилищных субсидий».

Регистр населения востребован и милицейскими подразделениями: его данные используются оперативно-дежурными службами при уточнении сведений о доставленном гражданине, сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций в работе с обязанными лицами, разрешительными органами при получении сведений о владельцах оружия, оперативными подразделениями при проведении розыскных мероприятий и т.д.

Можно ли выявить правонарушение благодаря сведениям регистра?

Специалистами по регистру населения территориальных подразделений по гражданству и миграции проводится ежедневный контроль всех вносимых госорганами сведений. Такой мониторинг позволяет обнаружить определенные несоответствия в данных находящихся в базе лиц.

Так, в один из сельсоветов обратилась пара, пожелавшая узаконить свои отношения. После бракосочетания данные о молодоженах были направлены в базу регистра. Наши специалисты, отрабатывая поступившую информацию, обратили внимание, что оба супруга ранее были признаны недееспособными. Соответственно, зарегистрировать отношения не имели права по закону. В дальнейшем по решению суда брак был признан недействительным.

А не так давно, благодаря изучению персональных данных регистра населения о назначении пособий, сотрудник ОГиМ Глубокского РОВД выявил факт фиктивного получения пенсии по потере кормильца местной жительницей, супруг которой был признан безвестно отсутствующим. Выяснилось, что мужчина время от времени навещал покинутую семью. Женщина об этом знала, но в компетентные органы не сообщала. Выплату денежных средств на детей сельчанка исправно получала на протяжении шести лет. Возбуждено уголовное дело за мошенничество, общая сумма ущерба составила 23 тысячи рублей.

Регистр позволяет изобличить лиц, получающих двойную пенсию, а также своевременно прекратить пенсионные и страховые выплаты в связи со смертью лица. О всех расхождениях в системе информируются соответствующие органы.

Насколько сведения регистра защищены от взлома и несанкционированного доступа?

Все персональные данные, содержащиеся в регистре населения, являются конфиденциальными. В 2018 году полностью завершен комплекс технических и организационных мероприятий по модернизации и усовершенствованию мер безопасности. Сегодня система защиты соответствует всем предъявляемым требованиям. Каналы передачи шифруются криптографическими средствами защиты, каждый электронный запрос подписывается электронной цифровой подписью уполномоченного сотрудника и фиксируется в электронном журнале. Кроме того, каждый пользователь системы имеет уникальный носитель ключевой информации и учетную запись с определенными полномочиями.

Куда следует обратиться за получением информации из регистра населения физическому лицу?

Для получения справки, содержащей персональные данные о себе, своих несовершеннолетних детях или же о лице, законным представителем которого он является, гражданину нужно обратиться в территориальное подразделение по гражданству и миграции. Такую выписку при однократном запросе в течение календарного года предоставят бесплатно. Стоимость повторной выдачи составит одну базовую величину.

По сообщению официального сайта Министерства внутренних дел Республики Беларусь
(фото – МВД)

Упрощение визового режима с ЕС. МИД Беларуси ответил на самые важные вопросы

Ответы на самые важные вопросы об упрощении визового режима Беларуси и ЕС дали представители МИДа на своей странице в Facebook, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Кому полагаются льготы?

Проектом Соглашения между ЕС и Республикой Беларусь предусматривается освобождение от сбора за рассмотрение ходатайства о выдаче визы для инвалидов всех групп и сопровождающих их лиц.

Пенсионеры не рассматриваются в проекте Соглашения как отдельная категория граждан, которых освобождают от уплаты сбора. Вместе с тем они могут подпадать под другие категории: например, если являются близкими родственниками граждан Беларуси, легально проживающих на территории государств-членов либо граждан государств ЕС, либо представляют документы, подтверждающие поездки в гуманитарных целях.

Упростят ли пакет документов для получения визы?

Для определенных категорий лиц (близкие родственники, предприниматели / представители деловых кругов, водители, осуществляющие международные перевозки, журналисты, лица, осуществляющие научную, культурную, творческую деятельность, школьники, студенты, аспиранты, участники спортивных мероприятий и др.) проектом Соглашения предусмотрены конкретные документы, которые подтверждают цель поездки. Какого-либо иного подтверждения цели поездки в таких случаях не требуется. При этом если цель путешествия – посещение родственника, то помимо письменного ходатайства родственника, легально проживающего на территории государства-члена ЕС, необходимо предоставить документы, подтверждающие родство.

Для оформления бизнес-визы документальным подтверждением деловой цели поездки будет письменное ходатайство принимающего юридического лица или компании, либо представительства этого юрлица, либо государственного или местного органа власти Беларуси или одного из государств-членов, либо организационных комитетов торговых палат, промышленных выставок, конференций, симпозиумов, которые проводятся на территории Беларуси или одного из государств-членов, уполномоченных на их проведение компетентными властями в соответствии с национальным законодательством.

Предоставление копии коммерческого контракта при оформлении бизнес-визы проектом Соглашения не предусматривается.

Куда обращаться за визой и сколько это стоит?

Обратиться за оформлением визы можно как непосредственно в консульские учреждения стран-участников, так и через визовые центры.

При этом при подаче документов через визовый центр к 35 евро сбора (уплачивается на счет соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения за рассмотрение ходатайства о выдаче визы) добавится плата за услуги визовых центров, которая по Соглашению не может превышать 30 евро.

В МИДе напомнили, что решение о выдаче визы принимает исключительно дипломатическое представительство или консульское учреждение соответствующего государства. При этом перечень документов, требуемых для подачи ходатайства через визовый центр, не может отличаться от того, который требуется для предъявления в посольство/консульство.

Когда заработает соглашение?

Как отметили представители МИДа, никаких трудностей в ходе оформления Соглашения нет. «Идет нормальный рабочий процесс, предусмотренный для таких случаев», – подчеркнули в ведомстве. Для подписания документа необходимо завершить внутренние процедуры в Евросоюзе, однако внешнеполитическое ведомство Беларуси и представители ЕС активно работают над тем, чтобы пройти все предварительные процедуры как можно скорее.

Ольга Прищепчик, информационное агентство «Минск-Новости»

Опубликованы статистические данные по рассмотрению судами дел о лишении родительских прав и восстановлении в родительских правах в 2019 году

В 2019 году судами лишено родительских прав 2674 родителя, восстановлено в родительских правах – 138.

В 2019 году судами было рассмотрено с вынесением решения 2562 дела о лишении родительских прав (в 2018 году – 2680 дел). Из них с удовлетворением исковых требований 2300 дел (в 2018 году – 2433).

По данным судебной статистики в 2019 году рассмотрены дела о лишении родительских прав в отношении 647 матерей (из них одиноких матерей – 374) и 1287 отцов.

Решения о лишении родительских прав в отношении обоих родителей вынесены судами в 366 случаях.

В 2019 году 1708 дел было рассмотрено о лишении родительских прав в отношении одного ребенка, 406 – в отношении двух детей, 120 – в отношении трех детей, 44 – в отношении четырех детей, 22 дела – в отношении пяти и более детей (для сравнения: в 2018 году 1821 дело было рассмотрено в отношении одного ребенка, 444 – в отношении двух детей, 116 – в отношении трех детей, 32 дела – в отношении четырех детей, 20 – в отношении пяти и более детей).

Всего в 2019 году лишены родительских прав 2674 человека (в 2018 – 2856 человека). Из них 1013 женщин (37,9 %) и 1661 мужчина (62,1 %) (в 2018 – 1145 женщин (40 %) и 1711 мужчин (60 %).

Среди лиц, лишенных родительских прав в 2019 году, в возрасте от 18 до 24 лет – 131 родитель (74 матери и 57 отцов), от 25 до 30 лет – 488 родителей (224 матери и 264 отца), от 31 года до 35 лет – 677 родителей (277 матерей и 400 отцов), от 36 до 40 лет – 695 родителей (248 матерей и 447 отцов), от 41 года и старше – 683 родителя (190 матерей и 493 отца).

В 2019 году количество детей, родители которых лишены родительских прав, составило 3179 человек (в 2018 году – 3298). Из них 251 ребенок в возрасте до 1 года включительно, в возрасте от 2 до 3 лет – 374 малыша, в возрасте от 4 до 6 лет – 644 ребенка, в возрасте от 7 до 10 лет – 790 детей, в возрасте от 11 до 14 лет – 612 детей, в возрасте от 15 до 17 лет – 508 подростка. По-прежнему наибольшее количество детей, родители которых лишены родительских прав в прошедшем году, составили подростки в возрасте от 7 до 10 лет. Их по данным судебной статистики – 790 человек (в 2018 году – 782 подростка).

Отметим, что в 2019 году судами рассмотрено с вынесением решения 239 дел о восстановлении в родительских правах (в 2018 году – 233), в том числе по 132 делам вынесены решения с удовлетворением иска (в 2018 году – 135). В итоге, в 2019 году 138 лиц восстановлено в родительских правах (в 2018 году – 146).

По сообщению официального портала системы судов общей юрисдикции

Як адаб'юцца на насельніцтве і бізнесе змены ў заканадаўстве ў сферы абыходжання з адходамі?

Толькі за першы месяц года ў краіне было прынята тры дакументы, якія рэгулююць сферу абыходжання з  адходамі. Якія змены яны нясуць? Разбіраемся са спецыялістамі.

Адказнасць за смецце

З 2012 года ў нашай краіне дзейнічае прынцып пашыранай адказнасці вытворцаў. Згодна з ім, вытворцы ці імпарцёры нясуць адказнасць за абыходжанне са сваімі таварамі і ўпакоўкай, калі тыя страцяць спажывецкія якасці і пяройдуць у катэгорыю адходаў.

– У сусветнай практыцы ёсць некалькі спосабаў выканання гэтага абавязку, аналагічныя прадугледжаны і ў Беларусі: вытворцы і пастаўшчыкі ствараюць уласную сістэму збору адходаў тавараў і ўпакоўкі ці фінансуюць агульную сістэму збору, – тлумачыць начальнік упраўлення па каардынацыі дзейнасці ў сферы абыходжання з другаснымі матэрыяльнымі рэсурсамі ДУ «Аператар другасных матэрыяльных рэсурсаў» Анатоль Шагун. – Усё гэта прапісана ва Указе № 313 «Аб некаторых пытаннях абыходжання з адходамі спажывання», прынятым у 2012 годзе.

Па словах дырэктара ДУ «Аператар другасных матэрыяльных рэсурсаў» Наталлі ГРЫНЦЭВІЧ, за час дзеяння дакумента ў краіне ўдалося істотна палепшыць сітуацыю са зборам адходаў тавараў і ўпакоўкі. Так, калі ў 2012 годзе ўзровень выкарыстання адходаў быў 10 %, то за 2019 год, чакаецца, ён складзе 22,6 %. Аб'ёмы збору адходаў шкла павялічыліся ў тры разы, на 35 % – паперы і кардону. Сталі актыўна збіраць палімеры, бытавую тэхніку, шыны, адпрацаванае масла, электрычнае і электроннае абсталяванне, іртуцьзмяшчальныя лямпы, батарэйкі. За кошт чаго гэта ўдалося?

– Указ № 313 дазваляе эканамічна стымуляваць збор і нарыхтоўку другасных матэрыяльных рэсурсаў (ДМР), – расказвае Анатоль Шагун. – Сродкі ад вытворцаў і імпарцёраў ідуць на развіццё сістэмы збору ДМР: павелічэнне колькасці нарыхтоўчых пунктаў, кампенсацыі зборшчыкам, закупку кантэйнераў, тэхнікі, абсталявання для іх падрыхтоўкі і выкарыстання, стварэння вытворчасцяў па сартаванні і перапрацоўцы адходаў, у тым ліку тых відаў, якія раней не перапрацоўваліся.

Пытанне абыходжання з адходамі тавараў і ўпакоўкі знаходзіцца на асаблівым кантролі Прэзідэнта Беларусі. Падчас нарады з кіраўніцтвам Савета Міністраў 14 студзеня Аляксандр Лукашэнка чарговы раз абазначыў важнасць вырашэння праблем у гэтай сферы. «Нельга дапусціць, каб нас напаткаў лёс краін-суседак, калі людзі задыхаюцца ад колькасці звалак, а глеба на дзесяцігоддзі атручана хіміяй», – заявіў Прэзідэнт. Ён падкрэсліў, што стан навакольнага асяроддзя – найважнейшая задача, а здароўе беларусаў бясцэннае. Аляксандр Лукашэнка заўважыў, што гэта не толькі пытанне экалагічнага дабрабыту: «Развітыя краіны, у якіх, як і ў нас, няма багатых запасаў прыродных выкапняў, навучыліся атрымліваць неабходныя рэсурсы фактычна са смецця».

Новыя выклікі

З 1 ліпеня 2020 года на змену Указу № 313 прыйдзе новы дакумент – Указ № 16 ад 17.01.2020 «Аб удасканаленні парадку абыходжання з адходамі тавараў і ўпакоўкі». Што ён зменіць?

– Тое, што было запісана ў дзеючай рэдакцыі, мае абмежаваны напрамак у частцы эканамічнага стымулявання збору і перапрацоўкі адходаў. Яно заключалася толькі ў рабоце з традыцыйнымі ДМР, – тлумачыць Анатоль Шагун. – Збор паперы, шкла, пластыку, шын, бытавой тэхнікі – гэта, безумоўна, важны сегмент, які займае 25–30 % ад усяго аб'ёму цвёрдых камунальных адходаў (ЦКА). Але каб выкарыстоўваць іх на 90–100 %, як у многіх еўрапейскіх краінах, толькі перапрацоўкай ДМР нельга абмежавацца.

У 2017 годзе ўрадам была прынята Нацыянальная стратэгія абыходжання з цвёрдымі камунальнымі адходамі і другаснымі матэрыяльнымі рэсурсамі на перыяд да 2035 года, якая ўлічвае як традыцыйныя, так і новыя напрамкі – энергетычнае выкарыстанне і апрацоўку арганічнай часткі ЦКА. Каб мець магчымасць эканамічна стымуляваць і гэтыя кірункі, былі ўнесены адпаведныя змены ў заканадаўства.

Без пластыку

За апошнія дзесяцігоддзі пластык захапіў рынак тавараў і ўпакоўкі, а пластыкавыя адходы сталі аднымі з галоўных забруджвальнікаў наваколля – як сушы, так і Сусветнага акіяну. Каб зменшыць забруджванне пластыкам, быў прыняты План мерапрыемстваў, накіраваных на паэтапнае зніжэнне выкарыстання палімернай упакоўкі з яе замяшчэннем на экалагічна бяспечную – на аснове паперы, шкла, кардону і біяраскладанага пластыку. Ён быў зацверджаны пастановай Савета Міністраў № 7 ад 13.01.2020.

– Усе мерапрыемствы Плана можна ўмоўна раздзяліць на пяць блокаў, – расказвае начальнік упраўлення рэгулявання абыходжання з адходамі Мінпрыроды Вадзім Дэмко– Гэта вытворчасць і выкарыстанне экалагічна бяспечнай упакоўкі, у тым ліку біяраскладанай; навуковыя даследаванні па вызначэнні найбольш перспектыўных, экалагічна і эканамічна мэтазгодных тэхналогій атрымання бяспечнай упакоўкі, якія дазваляюць захаваць якасныя характарыстыкі і тэрміны прыдатнасці прадукцыі; тэхнічнае рэгуляванне, скарачэнне імпарту і вытворчасці палімернай упакоўкі; удасканаленне сістэмы абыходжання з адходамі, у тым ліку арганізацыя паасобнага збору ДМР і інфармацыйна-асветніцкая работа.

  • Ужо сёння ў буйных аб'ектах гандлю прадугледжваюцца альтэрнатыўныя варыянты замяшчэння аднаразовай палімернай упакоўкі шматразовай і экалагічнай.
  • З 1 студзеня 2021 года будзе забаронена выкарыстанне і продаж аднаразовага пластыкавага посуду ва ўстановах грамадскага харчавання. Спіс такіх тавараў цяпер распрацоўваецца.
  • У Беларусі ў найбліжэйшыя гады плануецца адмовіцца ад выкарыстання палімернай тары аб'ёмам больш за адзін літр для разліву піва і слабаалкагольных прадуктаў. Так, у суседняй Расіі з 2017 года ўжо дзейнічаюць абмежаванні на продаж піва і іншага алкаголю ў ПЭТ-тары аб'ёмам больш за 1,5 л.

Рэгіянальны падыход

Згодна з Планам, у краіне мяркуюць стварыць аб'екты па сартаванні і выкарыстанні ЦКА і палігоны для іх захавання. Так, прадугледжваецца завяршыць пераход ад раённых сістэм кіравання адходамі да рэгіянальнага ўзроўню. Будуць створаны 30 цэнтраў, куды стануць звозіць камунальныя адходы і сартаваць іх для вымання прыдатных ДМР. Там жа пабудуюць пляцоўкі для кампаставання і падрыхтоўкі адходаў для энергетычнага выкарыстання, перапрацоўкі буйнагабарытных і будаўнічых адходаў. Тое ж, што нельга пусціць у грамадзянскі абарот, будзе захоўвацца на палігонах, створаных там жа.

– Папярэднія падлікі паказваюць, што рэалізацыя гэтай канцэпцыі можа да 2030 года павысіць узровень выкарыстання камунальных адходаў да 55–60 %, – адзначыў Анатоль Шагун.

Бутэлька ў залог

Не пазней чым да 2022 года ў нашай краіне плануюць укараніць дэпазітную (залогавую) сістэму абарачэння спажывецкай упакоўкі. Адпаведны праект указа цяпер знаходзіцца на разглядзе ў Адміністрацыі Прэзідэнта.

Дэпазітная сістэма будзе распаўсюджвацца на ўсё, у што сёння разліваюцца напоі: ПЭТ-бутэлькі, шкляныя бутэлькі і слоікі, бляшанкі – за выключэннем малочнай тары. Астатнія віды ўпаковак застануцца ў сістэме паасобнага збору.

– Гэта сістэма падобная да той, што была ў Савецкім Саюзе, – кажа Анатоль Шагун. – Купляючы напой, чалавек пакідае ў краме залог за бутэльку (каля 20 кап.). Здаўшы ўжо пустую тару ў гэтай жа ці іншай краме, ён вяртае сабе залог. Такая сістэма дазволіць як мінімум у два разы павялічыць аб'ём тары ў рэспубліцы, якая збіраецца. Плануецца, што яна дасць не менш за 80 % звароту.

Нашто павышаюць збор?

Каб вытворцы пераходзілі на «зялёны» бок і адмаўляліся ад выкарыстання пластыку ва ўпакоўцы, важна не толькі забараняць, але і эканамічна стымуляваць іх да выкарыстання альтэрнатыўных матэрыялаў, упэўнены Анатоль Шагун. Гэта прадугледжваюць і нормы Указа № 16.

Згодна з імі, каб не плаціць збор, трэба пашыраць выкарыстанне ў вытворчасці палімернай упакоўкі і вырабаў з пластмас пластыкавых адходаў. На сёння іх доля павінна складаць не менш за 30 % адходаў, з 2021 года – да 35 %, з 2023 года – 40 %.

Яшчэ адна мэта Указа, якая атрымае сваё развіццё ўжо ў дакументах урада, – зрабіць так, каб бізнес больш актыўна пераходзіў ад прынцыпу «заплаціў і забыў» да стварэння ўласных кааперацыйных сістэм збору адходаў упакоўкі, без выплаты кампенсацыі, – гаворыць спецыяліст. – Дзякуючы гэтаму можна павялічыць аб'ёмы збору пластыку, дробнай бытавой тэхнікі і інш.

Прастымуляваць гэтыя змены прызвана і змяненне памераў платы за карыстанне пластыкавай упакоўкай, прадугледжанае пастановай Саўміна № 24 ад 16.01.2020. Плата будзе павышацца паэтапна: са 180 да 270 рублёў з 1 красавіка 2020 года і да 360 рублёў з 1 студзеня 2021 года. У сваю чаргу плануецца напалову (да 90 рублёў з 01.04.2020) знізіць плату за выкарыстанне біяраскладанай упакоўкі, вырабленай з расліннай сыравіны.

Пры гэтым, па словах Анатоля Шагуна, чакаецца, што павышэнне платы ў два разы не прывядзе да істотнага павелічэння кошту тавараў. Так, сёння збор за адну ПЭТ-бутэльку, якая важыць каля 40 г, складае 0,7 капеек у цане тавару. Пры павелічэнні збору да 360 рублёў. яна стане адпаведна 1,4 к. Што ж казаць пра поліэтыленавыя пакеты!

* * *

Каб меры па ўдасканаленні сістэмы збору адходаў і прадухіленні іх утварэння былі эфектыўныя, многае залежыць ад нашых з вамі простых дзеянняў: абмінаць смеццеправод і выкідаць пластык і змяшаныя адходы асобна; не ленавацца данесці батарэйкі ці люмінесцэнтныя лямпы да спецыяльных кантэйнераў, карыстацца ў краме не пластыкавымі пакетамі, а папяровым ці палатняным мяшочкам.

Калі знікнуць смеццеправоды?

Пытанне з заварваннем смеццеправодаў плануецца вырашыць у найбліжэйшыя год-два, расказаў намеснік міністра жыллёва-камунальнай гаспадаркі Віталь Смірноў. Ён падкрэсліў, што гэта работа вядзецца пастаянна. Пры гэтым улічваецца меркаванне жыхароў, а таксама магчымасць будаўніцтва кантэйнерных пляцовак.

Некалькі гадоў таму ўсе смеццеправоды заварылі ў Гродне, а ў Гомелі гэта работа была завершана больш за 10 гадоў таму. Вядзецца яна і ў кожным буйным населеным пункце.

Вераніка Коласава, «Звязда», 24 студзеня 2020 г.

Собираетесь в командировку? Рассказываем о правилах, гарантиях и компенсациях

Служебные командировки в том числе затронут изменения в новой редакции Трудового кодекса Республики Беларусь, который вступит в силу 28 января 2020 года.

Согласно Трудовому кодексу Республики Беларусь, служебной командировкой считается поездка работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы. У такой формы работы есть свои правила, а работник, ее выполняющий, имеет определенные гарантии и право на компенсации затрат.

Изменения, предусмотренные новой редакцией ТК

Изменение №1

Оно коснется формы командировочного удостоверения. В частности, как оно должно выглядеть, теперь будут решать наниматели каждой конкретной организации. Ранее за форму командировочных листов отвечало Министерство финансов Республики Беларусь.

Изменение №2

Таким изменением станет введение компенсации за отъезд в командировку и прибытие из нее в выходной день работника.

В настоящее время командированным работникам компенсации также предоставляются, но только в случае направления их в командировку для выполнения работы в свой выходной день. А если работник вынужден отправиться в командировку в выходной день, но в этот день не выполняет порученную работу (находится в пути), тогда каких-либо компенсаций или дополнительных гарантий, кроме оплаты командировочных расходов (суточных) он не получает. За такой день за ним, в том числе, не сохраняется средний заработок, а потраченное нерабочее время никак не компенсируется.

Согласно новому Трудовому кодексу, если наниматель обяжет работника выбыть в командировку либо прибыть из нее в свой выходной день, то по желанию работник сможет отдохнуть в другой неоплачиваемый день. Воспользоваться этим правом можно только в тот месяц, когда была командировка, или в любой день следующего месяца.

Наниматель обязан предоставить указанную компенсацию только в случае, если работник изъявит желание. Установлен также срок предоставления – не позднее месяца, следующего за месяцем, в котором работник находился в командировке.

Изменение №3

Третья поправка в новом ТК снимет запрет на направление в командировку женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет. Сейчас норма препятствует таким работницам ездить в командировки даже с их согласия, а также выезжать за пределы родного города на повышение квалификации, семинары и другие мероприятия.

Женщины, у которых есть дети в возрасте до 14 лет (дети-инвалиды – до 18 лет), и сейчас имеют возможность быть командированными с их письменного согласия. Эта возможность за ними останется.

А вот беременных женщин в командировки по-прежнему направлять не будут.

Теперь женщины, находящиеся в социальном отпуске по уходу за ребенком, и чья работа связана с частыми командировками, по желанию смогут выходить на работу до достижения ребенком возраста 3 лет.

Командировки внутри страны и за ее пределы

В Трудовом кодексе прописан общий порядок направления в служебную командировку и возвращения из нее, а также определен порядок возмещения расходов, предоставления гарантий и компенсаций.

Согласно правилам, прежде, чем отправить работника в командировку, наниматель обязан оформить соответствующий приказ (распоряжение, постановление). Кроме того, не менее чем за 1 день до отъезда работнику должны выдать командировочное удостоверение. Если в командировку едет не один сотрудник, а целая группа, тогда можно выдавать одно командировочное удостоверение на всех. Но только в том случае, если все едут в одно и то же место и на одинаковый срок.

В случае направления работника в командировку на основании приглашения (госоргана, международной организации, организации) в приказе (распоряжении, постановлении) наниматель должен указать условия командирования работника согласно полученному приглашению с учетом обязательств принимающей стороны.

После того, как основные документы готовы, наниматель обязан выдать командированному работнику аванс и/или перевести деньги на его банковский счет (в белорусских рублях и/или иностранной валюте), чтобы возместить следующие расходы:

– за проезд к месту командировки и обратно;

– за найм жилого помещения;

– за проживание вне места жительства (суточные);

– за иные расходы, которые понес работник с разрешения нанимателя.

Если работник по своей воле решил задержаться на месте командировки или приехать туда заранее, работодатель возместит расходы по найму жилого помещения и суточные только за официальные дни командировки.

После возвращения из командировки работник должен предоставить нанимателю отчет о расходовании аванса и при необходимости вернуть неиспользованную сумму денег. Окончательный расчет с командированным работником должен быть произведен не позднее 30 календарных дней (с даты представления отчета о расходовании аванса).

Кроме того, в ТК оговорено: если в командировке работник заболеет, ему должны возместить расходы по найму жилого помещения (кроме случаев, когда командированный работник находится на стационарном лечении), по проезду к месту командировки и обратно, а также выплатить суточные за все время, пока по состоянию здоровья он не мог приступить к выполнению служебного задания или вернуться из командировки. При этом временная нетрудоспособность командированного работника должна быть подтверждены документально.

Расходы на проезд

По закону, командированным работникам возмещают следующие расходы по проезду к месту командировки и обратно:

– расходы по проезду железнодорожным, воздушным, водным, автомобильным транспортом;

– расходы по провозу багажа в случае выполнения служебного поручения по его провозу свыше норм бесплатного провоза багажа по проездному документу (билету) того вида транспорта, которым следует командированный работник;

– стоимость бронирования, комиссионных сборов, пользования комплектом спальных принадлежностей, а также сервисного обслуживания, включенного в цену проездного документа (билета).

При командировании за границу оплачивается:

– проезд транспортом, которым работник направлен в командировку. Примечательно, что должностные лица, входящие в состав Совета Министров Республики Беларусь, могут пользоваться любыми тарифами (бизнес-классом в самолете, спальным вагоном на железнодорожном транспорте, каютами 1-го класса на водном транспорте и иными тарифами повышенной комфортности). Иные же командированные работники могут отправляться по любым тарифам, за исключением бизнес-класса;

– проезд (в том числе трансфер, такси) до вокзала, аэропорта или пристани, а также с вокзала, аэропорта или пристани к месту отправления, назначения и пересадок на внутренних линиях железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного транспорта.

В ТК прописан случай, когда наниматель возместит расходы по проезду тарифом бизнес-класса.

Так, если изменились условия командирования, в том числе сроки и место командировки, иногда работник вынужден приобретать за границей проездные билеты по тарифам бизнес-класса (для следования по измененному маршруту либо возвращения к месту постоянной работы ранее либо позднее первоначально установленного срока). В таких случаях разрешение нанимателя на приобретение проездных билетов бизнес-класса не требуется.

В случае, если работник купил проездные билеты за свой счет, ему необходимо предоставить подтверждающие документы. При отсутствии таковых работодатель вправе возместить за проезд лишь 0,1 базовой величины в каждую сторону.

Если работник потратится на транспортные расходы в пределах места командировки, то такие расходы оплачиваются за счет суточных и возмещению не подлежат. В то же время расходы на такси или аренду автомобиля за границей (на основании подтверждающих документов) наниматель возмещает. Ранее такая возможность не была предусмотрена.

Суточные

В пределах Республики Беларусь суточные на одного человека составляют 9 рублей в сутки. В случае, если принимающая сторона берет на себя расходы, связанные с обеспечением командированного работника питанием и транспортом в пределах места командировки, направляющая сторона оплачивает суточные только за время нахождения в пути.

Также определено, что при направлении работника в командировку за границу на один день возмещение суточных зависит от страны, в которую его направляют.

При командировании работника в несколько иностранных государств в один день размер суточных наниматель определяет исходя из наибольшего размера возмещения суточных, установленного для одного из этих иностранных государств. При этом днем отъезда (выбытия) считается день отправления (выезда) пассажирского транспорта, которым работник направлен в командировку из Республики Беларусь, а днем прибытия – день приезда указанного транспорта в Республику Беларусь согласно проездным документам (билетам). При отправлении транспорта до 24 часов включительно днем отъезда (выбытия) считаются текущие сутки, а с 0 часов и позднее – последующие сутки.

Для работников, направленных в командировку автомобильным транспортом, днем отъезда (выбытия) и днем прибытия будут считаться дни пересечения Государственной границы Республики Беларусь, которые будут определяться по отметке в документе для выезда из Республики Беларусь и/или въезда в Республику Беларусь. Кроме того, определено, что за время следования по территории Республики Беларусь до дня отъезда (выбытия) из страны либо после дня прибытия в страну суточные выплачиваются по внутренним тарифам.

Наем жилого помещения и иные расходы

В Республике Беларусь установлены следующие размеры расходов по найму жилого помещения:

– в областных центрах и городе Минске – 50 рублей в сутки;

– в районных центрах – 25 рублей в сутки;

– в остальных населенных пунктах – 20 рублей в сутки.

Что касается расходов по найму жилого помещения за границей, то необходимая сумма определяется индивидуально и не является фиксированной.  

Командированному работнику также возмещаются расходы:

– по оформлению и выдаче виз, в том числе по оплате услуг, связанных с приемом и обработкой документов для оформления виз;

– по уплате обязательного сбора (пошлины), взимаемого с граждан в аэропортах; – по страхованию от несчастных случаев и болезней на время поездки за границу;

– по страхованию автотранспорта и гражданской ответственности перевозчика.

Если командировка будет отменена по не зависящим от командируемого работника причинам, расходы по оформлению виз, в том числе по оплате услуг, связанных с приемом и обработкой документов для оформления виз, бронированию мест в гостиницах, стоимости установленного перевозчиком тарифа при возврате приобретенных проездных документов (билетов) возмещаются в полном объеме – на основании подтверждающих документов.

Виктория Якимова, официальный сайт Федерации профсоюзов Беларуси

МВД о причинах угона авто: незапертые машины и ключи в замке зажигания

Ночью в милицию Червеня поступил звонок от водителя, который сообщил о нахождении на обочине машины с механическими повреждениями. На место происшествия выехали бойцы местного отдела Департамента охраны и обнаружили за рулем водителя с явными признаками алкогольного опьянения. Мужчина выбежал из салона и пытался скрыться, однако был задержан сотрудниками милиции.

Причиной страха перед правоохранителями стал совершенный накануне им угон с территории многоквартирного дома. Перебрав спиртного, недавно освободившийся из мест лишения свободы открыл припаркованную «Рено Лагуна», которая оказалась не заперта. Воспользовавшись ключом в замке зажигания, мужчина завел двигатель и выехал на дорогу Минск-Могилев. Однако через пару сотен метров автомобиль врезался в парапет.

Мужчина задержан, следователями дана правовая оценка. За угон возбуждено уголовное дело.

#профилактика

Правоохранители отмечают: угоняют любые машины, дорогие и не очень. Однако зачастую угоны совершаются спонтанно нетрезвыми людьми, поэтому в таких случаях действенны простые принципы безопасности:

  • всегда закрывать автомобиль, даже если ненадолго уходите;
  • не оставлять в салоне на виду ценные вещи, дабы не провоцировать злоумышленников;
  • не оставлять ключи в замке зажигания или салоне.

Берегите себя и не относитесь легкомысленно к своему имуществу!

По сообщению официального сайта Министерства внутренних дел Республики Беларусь

В Беларуси скорректирован перечень опасных отходов, сделки с которыми подлежат регистрации

Новости PRAVO.BY - пт, 24/01/2020 - 15:25

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 января 2020 г. № 36 утвержден перечень опасных отходов, сделки о передаче которых на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении которых другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим обращение с отходами, подлежат регистрации.

Перечень содержит сотни наименований отходов, в числе которых биологически активные добавки к пище, просроченные продукты питания, чайная пыль, осадки виноделия, осадки мыловарения, отходы пера и пуха, отходы бумаги и картона, угольная пыль и др.

Постановление Совета Министров от 23 октября 2009 г. № 1391 «Об утверждении перечня опасных отходов, сделки о передаче которых на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении которых другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим обращение с отходами, подлежат регистрации» признано утратившим силу.

Документ вступает в силу после официального опубликования.

По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».


Субботние прямые телефонные линии республиканских органов государственного управления

Новости PRAVO.BY - пт, 24/01/2020 - 12:25

В субботу, 25 января, с 9.00 до 12.00 состоятся прямые телефонные линии с представителями государственных органов. Свои вопросы можно задать, позвонив по указанным телефонам.


Государственный орган

ФИО, должность

Телефон

Министерство антимонопольного
регулирования и торговли
Республики Беларусь

Картун Андрей Михайлович,
заместитель Министра

8 (017) 327-61-21

Министерство архитектуры и строительства
Республики Беларусь

Микуленок Дмитрий Михайлович,
Министр

8 (017) 327-26-41

  Министерство внутренних дел
Республики Беларусь

Барсуков Александр Петрович,
заместитель Министра – начальник милиции общественной безопасности, генерал-майор милиции

8 (017) 218-55-30 

Министерство жилищно-
коммунального хозяйства
Республики Беларусь

Терехов Александр Александрович,
Министр 

8 (017) 200-19-00

Министерство здравоохранения
Республики Беларусь

Шило Вячеслав Дмитриевич,
заместитель Министра

8 (017) 222-63-94

Министерство иностранных дел
Республики Беларусь

Шестаков Евгений Андреевич,
заместитель Министра

8 (017) 327-29-22

Министерство информации
Республики Беларусь

Карлюкевич Александр Николаевич,
Министр

8 (017) 203-92-31

Министерство культуры
Республики Беларусь

Карчевская Наталья Владимировна,
первый заместитель Министра

8 (017) 203-75-74

Министерство лесного хозяйства
Республики Беларусь

Шатравко Валентин Геннадьевич,
первый заместитель Министра

8 (017) 200-46-05        

Министерство обороны
Республики Беларусь

Вольфович Александр Григорьевич,
начальник Генерального штаба Вооруженных Сил – первый заместитель Министра, генерал-майор

8 (017) 297-10-22

Министерство образования
Республики Беларусь

Мирончик Михаил Владимирович,
директор Департамента контроля качества образования

8 (017) 331-35-45          

Министерство по налогам и сборам
Республики Беларусь

Селицкая Элла Александровна,
заместитель Министра

8 (017) 229-79-00

Министерство по чрезвычайным ситуациям
Республики Беларусь

Болотов Игорь Владимирович,
заместитель Министра

8 (017) 229-35-90

Министерство природных ресурсов
и охраны окружающей среды
Республики Беларусь

Корбут Александр Николаевич,
заместитель Министра

8 (017) 200-70-48

Министерство промышленности
Республики Беларусь

Огородников Александр Сергеевич,
заместитель Министра

8 (017) 330-04-94

Министерство связи и информатизации
Республики Беларусь

Шульган Константин Константинович,
Министр

8 (017) 287-87-06

Министерство сельского хозяйства
и продовольствия
Республики Беларусь

Хотько Анатолий Николаевич,
Министр

8 (017) 327-69-27

Министерство транспорта и коммуникаций
Республики Беларусь

Александрович Наталья Николаевна,
заместитель Министра

8 (017) 259-79-26

Министерство труда и социальной защиты
Республики Беларусь

Ковальков Валерий Валерьевич,
заместитель Министра

8 (017) 309-93-00

Министерство финансов
Республики Беларусь

Селиверстов Юрий Михайлович,
первый заместитель Министра

8 (017) 309-40-00

Министерство экономики
Республики Беларусь

Ярошевич Дмитрий Викторович,
заместитель Министра

8 (017) 200-05-03

Министерство энергетики
Республики Беларусь

Реентович Сергей Викторович,
заместитель Министра

8 (017) 218-21-07

Министерство юстиции
Республики Беларусь

Авдеев Андрей Дмитриевич,
заместитель Министра

8 (017) 200-67-91

Государственный военно-промышленный комитет Республики Беларусь

Демиденко Игорь Михайлович,
первый заместитель Председателя

8 (017) 280-91-00

Государственный комитет по имуществу
Республики Беларусь

Литреев Александр Викторович,
заместитель Председателя

8 (017) 284-67-72

Государственный комитет по науке и технологиям
Республики Беларусь

Щербаков Сергей Сергеевич,
заместитель Председателя

8 (017) 284-15-54

Государственный комитет по стандартизации
Республики Беларусь

Осмола Ирина Ивановна,
первый заместитель Председателя

8 (017) 233-52-13

Государственный пограничный комитет
Республики Беларусь

Буткевич Игорь Евгеньевич,
первый заместитель Председателя, генерал-майор

8 (017) 327-01-76

Государственный таможенный комитет
Республики Беларусь

Богдевич Александр Викторович,
заместитель Председателя

8 (017) 218-90-00

Национальный статистический комитет
Республики Беларусь

Кангро Ирина Степановна,
первый заместитель Председатель

8 (017) 367-43-48

По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».


Президент Беларуси совершает рабочую поездку в Шклов

Президент Беларуси Александр Лукашенко посещает 24 января РУП «Завод газетной бумаги» в Шклове.

Главе государства доложат о ходе реализации инвестиционного проекта «Создание производства бумаги-основы для декоративных облицовочных материалов производительностью 30 тыс. т в год». Речь в том числе пойдет о социально-экономическом развитии Могилевской области и Шкловского района.

Президент также ознакомится с организацией работы производства.

/Будет дополнено/

По сообщению официального Интернет-портала Президента Республики Беларусь
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)

Минобразования планирует увеличить объем грантовой поддержки докторантов и аспирантов

Министерство образования планирует увеличить объем грантовой поддержки докторантов и аспирантов, сообщил Министр образования Игорь Карпенко на круглом столе в Белорусском государственном университете.

По словам Министра, на поддержке научной карьеры молодых людей в стране сосредоточены значительные усилия. В частности, в 2019 году для грантовой поддержки 131 проекта научно-исследовательских работ докторантов, аспирантов, соискателей и студентов Министерство образования выделило Br450 тыс. (в 2018-м на 111 проектов – Br350 тыс.). В 2020 году предполагается выделить до Br500 тыс. на эти цели. Необходимо, чтобы результаты исследований молодежи становились основой для инновационных разработок, которые будут внедрены в реальный сектор.

Молодежь должна развивать науку, уверен Игорь Карпенко. «Другой вопрос, насколько она готова идти в науку, ведь не всегда возможно достичь позитивных результатов. Можно всю жизнь этому посвятить и ничего не получить или не написать диссертацию после окончания аспирантуры, – отметил он. – Это достаточно тернистый путь. Поэтому сегодня нужно создавать условия, чтобы молодежь шла в науку, особенно вузовскую, которая сопряжена с образовательным процессом».

Возможности для этого создаются. С 1 сентября 2019 года были увеличены размеры стипендии аспирантов в 1,8 раза, докторантов – в 2,2 раза, стипендии Президента аспирантам – в 1,8 раза. «Это ощутимо. Если средняя зарплата профессорско-преподавательского состава Br1320, а стипендия докторанта – Br941, значит, мы неплохо подтянули», – считает Министр.

Более того, Правительство разработало предложения о поэтапном повышении зарплаты профессорско-преподавательского состава до уровня 150 % от средней заработной платы по республике до 2025 года, они поддержаны Главой государства.

Благодаря вовлечению в науку со студенческих лет можно достичь хороших результатов в карьере уже к 30 годам. Министр привел пример выпускника БНТУ Павла Лущика. Со студенческой скамьи и по настоящее время он работает в Научно-технологическом парке БНТУ «Политехник», пройдя путь от техника до заместителя генерального директора по инновационной деятельности. Участвует в инновационных проектах и заданиях госпрограмм научных исследований.

На встречу в БГУ пришли более 30 молодых ученых, достигших значительных успехов в научно-инновационной деятельности. Это представители 20 высших учебных заведений страны. Вместе с главой ведомства исследователи обсудили перспективы междисциплинарного сотрудничества и возможности реализации совместных проектов. Внимание уделили и вопросам коммерциализации научных достижений, поиска инвесторов и государственной поддержки инноваций.

По сообщению БЕЛТА
(фото – БЕЛТА)

Тарифы на услуги транспортных автомобильных терминалов устанавливает владелец терминала – МАРТ

Постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 6 декабря 2019 г. № 94 «Об изменении постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 20 февраля 2017 г. № 13» (далее – постановление) установлены предельные максимальные тарифы на услуги транспортных автомобильных терминалов, оказываемые автомобильным перевозчикам (при междугородных автомобильных перевозках пассажиров в регулярном сообщении) на пассажирском терминале.

Справочно

В соответствии со статьей 3 Закона Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. № 255-З «О ценообразовании»: предельная цена (тариф) – регулируемая цена (тариф), величина которой ограничена верхним и (или) нижним пределами.

Таким образом, в постановлении установлен верхний предел тарифа, и владелец пассажирского терминала имеет право устанавливать тарифы ниже установленного предела.

Вместе с тем владелец пассажирского терминала имеет право дифференцировать установленные тарифы в зависимости от различных критериев, например:

  • в зависимости от количества реализованных билетов;
  • в зависимости от количества совершенных заездов;
  • в зависимости от категории транспортного средства (М2, М3);
  • иные критерии.

Справочно

Обращаем внимание владельцев пассажирских терминалов, что дифференцированные тарифы должны быть установлены и применяться для всех перевозчиков одинаково независимо от формы собственности и не выше установленного предельного максимального тарифа.

По сообщению официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь

Леонид Анфимов: Вопрос предоставления льгот при аренде творческих мастерских требует урегулирования

Вопрос предоставления льгот общественным объединениям по арендной плате требует урегулирования и дополнительного изучения. Такое мнение высказал Председатель Комитета государственного контроля Леонид Анфимов сегодня во время посещения мастерской художника и дизайнера Владимира Цеслера, сообщили в КГК.

«Я хорошо знаю специфику работы творческих мастерских, в том числе дизайнерских. В оценке использования мастерских необходимо устранить разночтения по поводу того, что считать творческим процессом, а что коммерческой деятельностью. Сегодня эти вопросы четко не отрегулированы», – считает Леонид Анфимов.

Что касается мастерской художника, то в целом претензий к использованию помещения у проверяющих нет. «То, что в помещении имеется кровать, оборудована кухня, – это нормально. Я не вижу здесь проблемы: художник должен творить и иметь возможность отдохнуть», – отметил во время беседы с Владимиром Цеслером руководитель комитета.

Проблема отсутствия четкого регулирования вопроса льгот по арендной плате для общественных объединений выявлена во время мониторинга Комитета госконтроля. По результатам обследования контрольное ведомство разрабатывает предложения по решению вопроса и рассматривает необходимость корректировки законодательства.

По сообщению БЕЛТА
(фото – БЕЛТА)

Расчет при увольнении: накажут ли нанимателя, если он не отдает заработанные деньги?

Перед увольнением работников интересует целый ряд вопросов. Когда будут выплачены заработанные деньги? Что делать, если не отдали трудовую книжку при увольнении? Может ли наниматель не сразу рассчитать работника? Существует ли ответственность за задержку выдачи трудовой книжки?

Итак, ситуация: вы увольняетесь, и наниматель обязан вас рассчитать. Когда именно вам должны выплатить положенную сумму?

В настоящее время Трудовой Кодекс Республики Беларусь отвечает на это однозначно: выплата должна быть произведена работнику не позже дня увольнения. При этом если в день увольнения вы не трудились, то соответствующие выплаты должны быть не позднее следующего дня после предъявления вами требования о расчете (ст. 77 ТК).

Но вот прошло несколько дней с момента увольнения, а зарплаты от прежнего нанимателя все нет. Как быть?

Оказывается, в случае, если наниматель не рассчитал вас в срок, установленный Трудовым кодексом, работник может взыскать с работодателя средний заработок за каждый день задержки. При этом взыскать средства можно даже если не выплачена только часть суммы. Тогда выплаты будут пропорциональны деньгам, которые вы не получили при расчете.

Нарушение сроков расчета при увольнении, согласно части 1 статьи 9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, влечет наложение штрафа на должностное лицо в размере от 4 до 20 базовых величин, а на юридическое лицо – до 100 базовых величин.

Любопытной является и ситуация, когда наниматель по каким-то причинам задерживает выдачу трудовой книжки.

Ведь он обязан выдать ее работнику лично на руки в день увольнения (в последний день работы).

Согласно законодательству при задержке выдачи трудовой книжки по вине нанимателя работнику выплачивается средний заработок за все время вынужденного прогула, и дата увольнения при этом изменяется на день выдачи трудовой книжки.

Средний заработок за время вынужденного прогула определяется из расчета 2 календарных месяцев работы, предшествующих месяцу увольнения.

Но всегда ли наниматель несет ответственность за задержку выдачи трудовой книжки уволившемуся работнику?

Такая ответственность наступает только в случае, если трудовая книжка не была выдана работнику своевременно по вине нанимателя. Если же работник не забрал трудовую книжку, потому что отсутствовал на работе в день увольнения, либо отказался забирать документ, то наниматель не понесет ответственность. Но только при условии, что он выполнит предписанные законодательством действия.

Так, если работник уклоняется от получения трудовой книжки, нанимателю необходимо:

  • оформить акт об отказе работника от получения трудовой книжки;
  • направить работнику письменное извещение.

Если в последний рабочий день сотрудник отсутствовал на работе, наниматель должен в этот же день направить ему письменное извещение о необходимости явиться за трудовой книжкой. Данное извещение высылается заказным письмом с уведомлением о вручении, где указывается, что работник может получить трудовую книжку по почте, если оформит письменное согласие.

Не позднее следующего дня после получения письменного заявления работника о согласии на пересылку трудовой книжки наниматель обязан выслать ее по адресу, указанному в этом заявлении. Если такой день приходится на нерабочий (выходной, праздник), выслать трудовую книжку можно в день получения заявления или первый рабочий день, следующий за нерабочим. Если же он направит его позже или не направит вообще, то нарушит законодательство.

Совершив данные действия, наниматель не понесет ответственности за задержку выдачи трудовой книжки, и с момента направления письменного извещения вины нанимателя в задержке выдачи трудовой книжки не будет ни в первом, ни во втором случаях.

Кристина Смольянова, официальный сайт Федерации профсоюзов Беларуси

Председатель Совета Республики провела рабочее совещание с руководителями центральных СМИ

Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Наталья Кочанова 23 января 2020 года провела рабочее совещание с руководителями центральных средств массовой информации.

Обсуждены актуальные вопросы взаимодействия с телеканалами и печатными изданиями, особое внимание уделено перспективам реализации новых совместных проектов, направленных на освещение деятельности депутатского корпуса. «Мы нацеливаем депутатов всех уровней на эффективную работу, и люди должны ее видеть, тем более депутатам есть, что сказать», – отметила Наталья Кочанова.

Есть хорошие примеры, когда депутаты местных Советов помогают решать проблемы граждан на местах. Появляются новые формы работы с населением, многое делается для того, чтобы помочь пожилым людям в малых населенных пунктах. Важно информировать об этом, ведь депутаты, а их в стране более 18 тыс, – это люди с активной гражданской позицией, которые вносят реальный вклад в решение многих региональных вопросов, помогают людям в конкретных жизненных ситуациях.

По сообщению официального сайта Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь

Валерий Мицкевич призывает профильные парламентские комиссии быть мощными дискуссионными площадками

Заместитель Председателя Палаты представителей Валерий Мицкевич призывает профильные комиссии быть мощными дискуссионными площадками. Об этом он заявил в Парламенте на семинаре по законотворчеству.

Валерий Мицкевич нацелил парламентариев на то, чтобы наполнять принимаемые законы жизнью, превратить их в действенный инструмент для решения насущных проблем людей. «Поэтому депутатам нужно обеспечить эффективное взаимодействие с другими государственными органами, участвовать в подготовке проектов законов с момента их планирования, тесно контактировать с разработчиками. Задача постоянных комиссий палат Парламента – быть мощными дискуссионными площадками», – сказал он.

Валерий Мицкевич считает, что значимым источником законотворчества призваны стать парламентские слушания, публичные обсуждения, обмен информацией с отечественными специалистами и зарубежными коллегами. «Мы должны быть на острие всех информационных потоков, – отметил Заместитель Председателя Палаты представителей. – Законотворческий процесс должен быть максимально открытым, в том числе через обмен мнениями в социальных сетях и на персональных сайтах депутатов».

«Это позволит людям видеть работу депутатов не только в Овальном зале, но и в постоянных комиссиях, рабочих группах, на других мероприятиях, где ведутся дискуссии по содержанию законопроектов и активно идет процесс их доработки. Важное значение имеет и обратная связь между депутатами и избирателями, чтобы они видели реальный результат от реализованных депутатских идей и законодательных инициатив», – добавил он.

Избиратели ждут от депутатского корпуса активной законодательной деятельности. «Существенным подспорьем в законотворческой работе парламентариев должен стать анализ обращений граждан и юридических лиц, проблемных вопросов, поднимаемых на встречах с людьми», – подчеркнул Валерий Мицкевич.

Во время семинара обсуждались ключевые вопросы, связанные с законотворчеством. Отмечалось, что за годы независимости в Беларуси сформировали качественную правовую основу для подготовки правовых актов. Национальным собранием уже принято более 2,5 тыс. законов. Они урегулировали широкий спектр отношений: от экономики и социальной сферы до обороны и правоохранительной деятельности. Это стало результатом общих усилий всех ветвей власти, активного взаимодействия палат Парламента, вовлечения в процесс нормотворчества гражданского общества, резюмировал Валерий Мицкевич.

По сообщению БЕЛТА
(фото – БЕЛТА)

Актуальные вопросы денежно-кредитной политики рассмотрены на расширенном заседании Правления Национального банка

Обеспечение финансовой и ценовой стабильности, развитие финансового рынка в 2019 году и задачи на 2020 год рассмотрены на расширенном заседании Правления Национального банка Республики Беларусь, которое состоялось 23 января 2020 года.

По итогам 2019 года потребительские цены выросли на 4,7 процента при прогнозном параметре не более 5 процентов. Этому способствовали как принимаемые Национальным банком меры, обеспечившие контроль за денежным предложением, так и действия Правительства Республики Беларусь на потребительском рынке, прежде всего в области ценового регулирования.

В 2020 году перед Национальным банком и Правительством поставлена задача удержать инфляцию, как и в 2019 году, в пределах 5 процентов.

Реализация денежно-кредитной политики в 2020 году по-прежнему будет осуществляться в режиме монетарного таргетирования. Сохранятся и действующие подходы к проведению курсовой и процентной политики.

В ходе заседания отмечалось, что финансовый сектор Республики Беларусь сохраняет устойчивость по отношению к основным рискам. Принимаются меры по девалютизации экономики. Проводится работа по поддержанию уровня золотовалютных резервов и улучшению их структуры, обеспечению безопасного и эффективного функционирования банков и других финансовых организаций, а также платежной системы.

Динамика кредитования экономики в настоящее время во многом определяется платежеспособным спросом со стороны предприятий реального сектора. В целом обеспечивается баланс между экономической активностью и величиной системных рисков. Такие подходы к кредитованию экономики будут реализованы и в 2020 году.

По сообщению официального сайта Национального банка Республики Беларусь

Депутат Палаты представителей: хранение сведений об административных правонарушениях можно сократить до одного года

Депутатский корпус готовит ко второму чтению изменения в Закон «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений». Документ планируется рассмотреть на весенней сессии. Об этом сообщил 23 января журналистам председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Олег Белоконев.

«Одно из новшеств – это уменьшение сроков хранения в едином банке данных информации об административных правонарушениях с 10 до 3 лет. Однако сегодня парламентарии профильной комиссии не исключают, что данное сокращение может быть и до 1 года», – заявил Олег Белоконев. По мнению главы комиссии, «именно такой подход целесообразен, а дальнейшее сокращение сроков позволит разгрузить систему - ведь человек, может, давно раскаялся, а продолжает быть внесенным в списки, что может помешать ему в дальнейшем трудоустройстве, например». Более того, сократятся затраты на администрирование в едином банке данных.

Напомним, согласно Процессуально-исполнительному кодексу, гражданин считается не подвергшимся взысканию, если в течение года не совершит нового административного нарушения.

Законопроект также определяет порядок предоставления сведений о правонарушениях определенным государственным органам и организациям, в том числе без согласия физических и юридических лиц. Данное право получает только ряд органов, основные функции которых – обеспечение национальной безопасности, обороны и общественного порядка. Новый нормативный акт предусматривает и возможность предоставления гражданам сведений о правонарушениях в виде электронного документа.

По сообщению БЕЛТА

От 60 копеек до 5 рублей: банки и «Белпочта» ввели комиссии за платежи в кассах

Многие банки Беларуси, а также «Белпочта» с 1 января ввели комиссию за прием платежей от населения через кассы.

Несмотря на то, что в стране множество инфокиосков и других платежных терминалов, многие белорусы (особенно старшее поколение) по-прежнему предпочитают оплачивать услуги в кассах банков или на почте. Возможностью платить без комиссии при помощи интернета и мобильного банкинга многие не пользуются, так как попросту не умеют, другие – не доверяют такой системе оплаты или боятся ошибиться.

Раньше этим страхом пользовались только банки, взимая комиссии за платежи наличными в своих кассах, а теперь к ним присоединилась и «Белпочта».

С 1 января в кассах почтовых отделений страны за каждую операцию берут комиссию в размере 60 копеек. Без дополнительной оплаты можно рассчитаться лишь по платежам в бюджет, оплатить коммунальные услуги, услуги стационарного телефона и перевести деньги на благотворительные счета. Также не возьмут 60 копеек за услуги самой «Белпочты». А вот, к примеру, за оплату услуг интернет-провайдеров, операторов кабельного телевидения или охранной сигнализации придется платить сверх положенной суммы. Вот и получается, что четыре подобных платежа – это плюс 2 рубля 40 копеек к итоговой сумме. Деньги не очень большие, но для пенсионеров и эта сумма ощутима.

Что касается банков, то там в качестве комиссии берут еще больше. Так, в кассах Беларусбанка за каждый совершенный платеж теперь надо платить 2 рубля. Такую сумму возьмут, если вы, к примеру, платите за обучение или услуги интернет-провайдеров, причем не только наличными деньгами, но и по карточке. При оплате же основных и дополнительных коммунальных услуг в кассах Беларусбанка пока дополнительных денег брать не будут.

С 20 января комиссия за прием наличных денег и совершение операции по банковской платежной карточке выросла также в кассах БПС-Сбербанка и Приорбанка. Дополнительная плата по платежам в пользу производителя услуг стала стоить 5 рублей. Эту сумму придется отдать даже при оплате коммуналки или электричества. Получается, что, приняв платеж, например, за коммуналку, интернет и электричество, банк дополнительно возьмет с вас 15 рублей.

С 1 февраля к вышеперечисленным банкам присоединится еще и Паритетбанк. В его кассах начнут брать комиссию в размере 2 рублей за прием наличных денег по платежам за услуги ЕРИП. Платить придется за все платежи, исключая оплаты в бюджет (налоги, сборы, штрафы и пошлины).

В других банках ситуация схожа. Правда, некоторые из них размер комиссии определяют в процентах от суммы платежа, очерчивая при этом минимальный порог своего вознаграждения. Такую форму комиссия практикует Белинвестбанк: у них она составляет 2 % от суммы, но не может быть меньше 2 и больше 80 рублей. Такую же сумму берут и в Идея Банке, но не менее 5 рублей, а в Технобанке – 0,5 %, при этом нижний предел комиссии – 2 рубля, верхний – 50.

Виктория Якимова, официальный сайт Федерации профсоюзов Беларуси

Утверждены даты бесплатных консультаций малоимущих граждан адвокатами

Даты бесплатных консультаций малоимущих граждан в текущем году, утверждены на заседании совета Белорусской республиканской коллегии адвокатов:

  • 13 марта – по случаю Дня Конституции Республика Беларусь;
  • 8 мая – по случаю Дня Победы;
  • 26 июня – по случаю Дня образования адвокатуры Республики Беларусь;
  • 1 октября – по случаю Дня пожилых людей;
  • 4 декабря – по случаю Дня юриста.

По сообщению официального сайта Белорусской республиканской коллегии адвокатов

Страницы