ГУ "Республиканский научно-практический центр трансфузиологии и медицинских биотехнологий"
Министерство здравоохранения Республики Беларусь
 
 
 
 

 

 

 

 

 

+375 17 289-84-84
+375 17 289-86-43
              
    Информация донорам                 

Подписка на Лента Новости общественно-политические и в области
Адрес: http://pravo.by
Обновлено: 1 час 18 минут назад

23 мая состоится заседание Национальной комиссии Беларуси по делам ЮНЕСКО

ср, 22/05/2019 - 15:10

23 мая 2019 г. в Национальной библиотеке Беларуси состоится расширенное заседание Национальной комиссии Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО, посвященное 65-летию участия Беларуси в ЮНЕСКО.

В рамках заседания планируются выступления:

  • Макея Владимира Владимировича – Министра иностранных дел Республики Беларусь, председателя Национальной комиссии Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО; 
  • Утегеновой Асели Еркеновны – заместителя координатора национальных комиссий сектора внешних связей ЮНЕСКО; 
  • Мурованы Татьяны Анатольевны – представителя Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании; 
  • Орджоникидзе Григория Эдуардовича – ответственного секретаря Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО; 
  • Шереметьева Сергея Ивановича – заместителя Министра культуры Республики Беларусь; 
  • Сидоренко Раисы Станиславовны – заместителя Министра образования Республики Беларусь; 
  • Ивашкевича Олега Анатольевича – председателя Комитета Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО по вопросам науки и естественнонаучному образованию, первого проректора Белорусского государственного университета; 
  • Долгополовой Елены Еремеевны – первого заместителя директора по обслуживанию пользователей и идеологии Национальной библиотеки Беларуси; 
  • Субцельного Дмитрия Юрьевича – председателя Комитета Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО по молодежи и клубам ЮНЕСКО, председателя Республиканского общественного объединения «Белорусская Ассоциация клубов ЮНЕСКО».

В рамках заседания предусмотрены следующие мероприятия для СМИ:

  • 15:00 – протокольная фото- и видеосъемка открытия заседания; 
  • 16:00 – краткое общение с прессой участников заседания; 
  • 16:10 – общее фотографирование участников заседания.

Представителям СМИ, заинтересованным в освещении мероприятия, необходимо до 10.00 23 мая 2019 г. направить в пресс-службу МИД (press@mfa.gov.by, факс: 210-42-51) заявки на аккредитацию.

Журналистам необходимо прибыть в Национальную библиотеку Беларуси (проспект Независимости, 116, 2-й этаж, холл Круглого зала) не позднее, чем за 30 минут до начала заседания. 

По сообщению официального сайта Министерства иностранных дел Республики Беларусь

Игорь Карпенко – о роли образования в построении IT-страны

ср, 22/05/2019 - 15:08

Фундамент для IT-страны

Еще с советских времен наша страна славится сильной школой математиков, инженеров, программистов. Именно «технари» рождали прогрессивные идеи и двигали экономику. А сегодня, когда технологии активно проникают во все сферы, цифровая грамотность превращается в важнейший профессиональный навык. Готова ли система образования стать прочным фундаментом для IT-страны? Об этом в интервью «СБ. Беларусь сегодня» рассказал Министр образования Игорь КАРПЕНКО.


– Концептуальными подходами к развитию системы образования до 2020 года (и на перспективу до 2030‑го) определены задачи, основные направления и приоритеты государственной политики в этой сфере, а также механизмы их реализации. А чтобы работа была системной, министерство еще разработало и утвердило Концепцию цифровой трансформации процессов в системе образования. Так мы заложили правовую базу для модернизации инфраструктуры учреждений образования и внедрения прорывных технологий в учебный процесс. Впрочем, уже сейчас более 91 % школ обеспечены широкополосным доступом в интернет, а все учреждения профобразования подключены к глобальным информационным ресурсам. Начался активный процесс перехода и к облачным технологиям. Идет пересмотр специальностей, совершенствуется содержание образовательных программ, активно внедряются цифровые технологии и сопутствующие им сервисы – электронные учебники, дневники, журналы, студенческие билеты и многое другое.

– Не слишком ли медленно идет процесс цифровизации? Ведь не раз звучали предложения отказаться полностью от тех же бумажных дневников и журналов…

– Внедрение цифровых технологий предполагает не революцию и не реформу системы образования, а постепенное, вдумчивое и грамотное проведение ранее начатых преобразований. Поэтому в приказном порядке заставить все школы, скажем, с 1 сентября перейти на электронный журнал было бы равносильно тому, чтобы, как говорят, «запрягать телегу впереди лошади». Во‑первых, сейчас этот сервис использует небольшое количество школ, причем в основном в Минске. Во‑вторых, ведение журналов в электронном виде – это всего лишь микроскопическая толика той огромной работы, которую необходимо выполнить. Цифровизация должна затронуть как собственно образовательный процесс, так и жизнедеятельность учреждений образования в целом, включая обеспечение безопасности учеников, организацию питания и проезда к месту учебы. Поэтому Министерство образования и начало эту работу с внедрения пилотных проектов в отдельных школах, чтобы грамотно определить действительно необходимый набор сервисов для образовательного процесса. Нужно понимать, что система образования не терпит необдуманных действий и каждое управленческое решение мы обсуждаем с профессионалами, учеными, педагогами-практиками, учениками и их родителями, а также с общественностью.

– Но квалифицированные IT‑специалисты рынку нужны уже сегодня. Как решается эта задача?

– Сейчас 18 вузов предлагают более трех десятков IT‑специальностей. На первой ступени такое образование получают более 22 тысяч человек, и еще свыше 2.000 – на второй. Каждый год мы выпускаем около 7.000 IT‑специалистов с высшим образованием. В прошлом году прием на такие специальности увеличен на 3,5 %, а в этом планируем зачислить на первый курс еще на 650 человек больше. Открываем в отдельных вузах и новые специальности, среди которых «Электронный маркетинг», «Программируемые мобильные системы», «Дизайн (виртуальной среды)», «Системный анализ, управление и обработка информации». На этих кафедрах работают опытные преподаватели, плюс более 300 специалистов привлечено из реального сектора экономики. Профессиональные IT‑компетенции формируют в 35 ссузах по четырем специальностям, на которых обучаются более 6.500 человек. В прошлом году мы выпустили 1.650 таких специалистов, в этом набор увеличен на 100 абитуриентов. Кроме того, еще 63 учреждения образования по двум специальностям готовят кадры для IT-сферы на уровне профессионально-технического образования и ведут профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих по заказу организаций, центров занятости и физических лиц. Организована и переподготовка руководящих работников и специалистов с высшим образованием по «Программному обеспечению встроенных компьютерных систем», «Проектированию программного обеспечения информационных систем», «Web-дизайну и компьютерной графике» и «Тестированию программного обеспечения». У нас свыше 260 договоров учреждений образования с организациями-заказчиками кадров, в том числе с резидентами Парка высоких технологий (в IT-компаниях работает более 40 филиалов кафедр!). Компания Wargaming и вовсе учредила первые 16 стипендий для наиболее талантливых студентов БГУ, представивших свои IT‑разработки. Работает в вузах и около 60 совместных с ведущими мировыми компаниями лабораторий и 16 образовательных центров.

– Оборудование – больная тема для образования. Грамотного специалиста невозможно подготовить без современной техники.

– Компьютерную технику и другие технологии обновляем по Государственной программе «Образование и молодежная политика» на 2016 – 2020 годы за счет средств республиканского бюджета и средств от внебюджетной деятельности, а также спонсорской помощи организаций реального сектора экономики. В прошлом году 129 IT-компаний оказали спонсорскую помощь вузам на сумму более 750.000 рублей. Кроме того, компании мирового уровня предоставляют бесплатно свои программные, аппаратные продукты для использования в качестве учебно‑методических материалов в учебном процессе. К сожалению, инициатором взаимодействия в области подготовки кадров для IТ чаще всего выступают не организации-заказчики кадров, а учреждения образования. Хотя именно заказчик должен влиять на ход подготовки своего будущего работника, поскольку система образования не обладает исчерпывающей информацией о реальной потребности IT-рынка. Поэтому Стратегия совершенствования Национальной системы квалификаций, утвержденная в конце прошлого года постановлением Совета Министров, предусматривает разработку Национальной рамки квалификаций и создание секторальных советов, которые должны выступить заказчиком кадров для отрасли. Также в новую редакцию Кодекса об образовании заложена норма о переходе на примерные учебные планы и программы взамен типовых, чтобы заказчики кадров могли активно и оперативно влиять на содержание профессиональной подготовки своих будущих работников. Кстати, один из первых секторальных советов по развитию квалификаций еще пять лет назад был создан именно в сфере информационных технологий на базе ПВТ, но конкретных и актуальных требований к компетенциям, которые необходимо сформировать у выпускника за годы учебы, пока не поступало.

– Все чаще говорят и о том, что готовить к IТ нужно едва ли не с детского сада. Вы согласны?

– В этом есть доля правды, ведь ключевую роль в подготовке IT‑специалистов играет профориентация на самых ранних этапах. Работа программиста будет интересна тем, кто серьезно увлекается компьютерами, с раннего детства интересуется, как разрабатываются и работают программы. С 1 сентября 2018 года по инициативе Министерства образования у школьников 10 – 11‑х классов есть возможность осваивать профессии в том числе для сферы IТ, с присвоением начального разряда. А в этом году планируем запустить эксперимент в Орше, где образовательную программу профессиональной подготовки по IT-профессиям старшеклассники будут осваивать в дистанционной форме с профессорско-преподавательским составом и техническими возможностями БГУИР. По поручению Президента идет работа и по созданию Национального детского технопарка для наиболее одаренных учеников 6 – 11-х классов. Здесь особый акцент будет сделан на практику, с использованием современного высокотехнологичного оборудования и привлечением ведущих ученых и специалистов университетов, научно‑исследовательских и промышленных организаций. А одним из основных направлений станут информационные технологии, при этом компании – резиденты ПВТ также смогут принимать активное участие в деятельности технопарка, формируя задания, непосредственно руководя проектами, оказывая финансовую поддержку. Фактически детский технопарк может стать экспериментальной площадкой для IT-компаний, где те смогут отрабатывать самые передовые технологии. Причем такой опыт уже есть: совместно с ПВТ реализуется программа Scratch для учеников начальной школы – дети учатся программированию через игру.

– В Послании Президента белорусскому народу и Парламенту прозвучала мысль: курс на построение IT-страны сохранится, но не стоит забывать и о потребностях насущных.

– Очевидно, что IT‑решения должны внедряться и в промышленность, повышая ее эффективность, создавать новые направления в экономике, улучшать качество государственных услуг. Сейчас резиденты ПВТ практически полностью исключены из тех цепочек производства, которые существуют в стране. Не осуществляют они и образовательную деятельность. При этом система образования готовит IT-кадры для белорусской экономики в целом, не ограничиваясь исключительно резидентами Парка. Поэтому один из главных приоритетов в развитии IT-сферы в Беларуси – открытие в вузах ряда новых высокотехнологичных специальностей, смежных с IT-сферой. К примеру, БГУ уже сегодня их предлагает – от математической теории до клеточной биофизики и нейрофизиологии, искусственного интеллекта и робототехники.

В то же время выпускников вузов часто рассматривают как элементы глобального IT-механизма, процесс обучения которых нужно строить исключительно в интересах IT‑отрасли. В итоге вносятся сомнительные предложения, вроде возможности «учить только то, что нравится», «ввести по пять уроков в неделю английского начиная с первого класса», «вместо домашнего задания – видеолекции в интернете», а в перспективе – полный отказ от учреждений образования и возможность получения образования с помощью интернета. Но система образования – не сфера услуг в обычном ее понимании бизнесом, а образование – не только обучение, но еще и воспитание. При этом, по информации Национального статистического комитета, количество уволенных от общего числа работников организаций – резидентов ПВТ в 2016 году составляло 19,6 % от общей численности, а в 2018 – 24,3 %. За прошлый год из 41.156 работников организаций – резидентов Парка прошли повышение квалификации только 795, стажировку – 8, переподготовку – 7. В то же время привлечены к работе 3.624 человека с общим средним образованием (почти 9 % от общей численности работников!). По факту используется для выполнения конкретных заданий «живой материал», люди, подготовленные системой образования, а после выполнения проекта они заменяются новыми. Поэтому система образования, принимая во внимание потребности IT-сферы и используя достижения в области цифровой трансформации общества, все же будет ориентироваться на подготовку кадров в интересах всего социально-экономического комплекса страны.

Ольга Пасияк, «СБ. Беларусь сегодня», 22 мая 2019 г.

С 23 мая вступают в силу летние ограничения нагрузок на республиканских дорогах

ср, 22/05/2019 - 15:07

В соответствии с постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 6 марта 2019 г. № 10 с 23 мая по 31 августа 2019 г. при дневной температуре воздуха выше 25˚С на республиканских дорогах с асфальтобетонным покрытием устанавливается максимальная нагрузка на одиночную ось не более 6 тонн. Такие ограничения действуют с 11 часов 00 минут до 20 часов 00 минут включительно.


Указанные ограничения не распространяются на платные автомобильные дороги и участки платных автомобильных дорог по перечню, прописанному в соответствующем приложении к постановлению.

Кроме того, ограничения не распространяются на:

  • транспортные средства, самоходные машины, осуществляющие перевозки пассажиров, живых животных, цветов, грузов гуманитарной помощи, битумов дорожных, бетонных и асфальтобетонных смесей, опасных грузов, зерна, комбикормов, семян рапса, семенного фонда, молока и молочных продуктов, а также грузов, перевозимых в транспортных средствах с изотермическим кузовом, для сохранности которых требуется соблюдение специального температурного и санитарно-гигиенического режимов; 
  • транспортные средства, осуществляющие перевозки отходов животного происхождения для их утилизации и (или) переработки; 
  • транспортные средства, самоходные машины, осуществляющие деятельность по содержанию, ремонту и развитию (возведению, реконструкции) автомобильных дорог общего пользования; 
  • транспортные средства, самоходные машины, осуществляющие перевозки, связанные с ликвидацией чрезвычайных ситуаций и последствий дорожно-транспортных происшествий.

На автомобильных дорогах установлены соответствующие временные дорожные знаки, для транспортных средств, попадающих под ограничения, определены площадки и места отстоя. За передвижением «тяжеловесов» будет организован постоянный контроль.

Временные ограничения обусловлены тем, что при высоких положительных температурах деформационные и прочностные свойства покрытий, содержащих органические вяжущие, существенно ухудшаются. Асфальтобетонное покрытие под воздействием повышенных осевых нагрузок транспорта деформируется, что приводит к образованию вмятин, сдвигов, наплывов, волн бугров и впадин, к появлению колейности. Поэтому в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог принимается решение об ограничении движения автотранспорта в особый период сложных метеорологических условий.  Следует отметить, что подобная практика принята во многих странах со схожими климатическими условиями.  

По сообщению официального сайта Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 

Інтэрнацыянальная сям’я: практыка прымянення Канвенцыі аб грамадзянскіх аспектах міжнароднага выкрадання дзяцей

ср, 22/05/2019 - 14:52

Святлана пазнаёмілася з Полем праз інтэрнэт, закахалася, паехала да яго ў Францыю, яны пажаніліся, нарадзілі дачку. Праз год жанчына паехала з немаўляці дадому ў Беларусь, адтуль патэлефанавала мужу, што не вернецца. Раззлаваны тата напісаў заяву пра выкраданне малой. Цяпер на Святлану заведзена крымінальная справа і, выехаўшы за мяжу, яна можа быць дэпартавана ў Францыю і трапіць у турму... Генадзь і Таццяна скасавалі шлюб, суд вызначыў месца жыхарства іх сына з мамай. Жанчына ізноў выйшла замуж і з малым з'ехала за мяжу. Генадзь такім чынам страціў права доступу да дзіцяці і напісаў заяву з патрабаваннем вярнуць сына на радзіму. Прыйшлося жонцы дамаўляцца, каб экс-муж перыядычна размаўляў з дзіцем праз скайп, і аддаваць сына тату на канікулы... Гэтыя і мноства іншых гісторый заснаваны, як правіла, на чыстых эмоцыях, а не на пагрозе жыццю дзіцяці, лічаць спецыялісты. Аднак, згодна з Канвенцыяй аб грамадзянскіх аспектах міжнароднага выкрадання дзяцей, наступствы такіх учынкаў могуць быць досыць сур’ёзнымі, бо перш за ўсё яна кіруецца інтарэсамі малога, а не праблемамі ў адносінах паміж іх бацькамі.

Інтэрнацыянальная сям’я: медыяцыя ў дапамогу

– Канвенцыя дзейнічае ў Беларусі больш за 20 гадоў. Падчас яе прымянення ўзнікаюць новая практыка і новыя пытанні. Цягам апошніх трох гадоў колькасць зваротаў па гвалтоўным вывазе дзяцей з краіны стабільна павялічваецца на адну заяву. У 2016-м праз Мінюст прайшло 14 зваротаў, у 2017-м – 15, летась – 16, – заўважыў Алег СЛІЖЭЎСКІ, Міністр юстыцыі Беларусі.

Ён дадаў, што найчасцей такія сямейныя непаразуменні ўзнікаюць у беларусак з грамадзянамі Турцыі, Германіі, Італіі і шэрагу іншых краін.

Неўрэгуляваныя пытанні Канвенцыі неабходна адлюстраваць у нацыянальным заканадаўстве, упэўнены ў Мінюсце. У ведамстве падрыхтавалі праект закона, які карэктуе шэраг заканадаўчых актаў і ўжо ўнесены на разгляд у Парламент.

Найбольшыя змены закрануць менавіта Грамадзянскі працэсуальны кодэкс (ГПК), бо перш за ўсё прымяненне канвенцыі датычыцца работы судоў агульнай юрысдыкцыі. Будзе спрошчаны механізм яе прымянення, кажуць спецыялісты. Суду і адвакатам будзе зразумела, якім чынам разглядаць заяву аб вяртанні дзіцяці. Прычым праз Міністэрства юстыцыі гэта рабіць прасцей, аднак можна і праз адваката падаць заяву адразу ў суд, у тым ліку і на іншаземца.

ГПК прапануецца дапоўніць асобнай главой, якая будзе дэталёва рэгуляваць вядзенні па разглядзе заяў адносна вяртання дзіцяці. Палажэннямі гэтай главы будзе дэталёва ўрэгулявана працэдура вяртання малых, якіх адзін з бацькоў незаконна вывез у іншую краіну, пачынаючы ад парадку падачы заяў і іх разгляду да пераліку абставін, якія суду неабходна будзе азначыць у сваім рашэнні.

Днямі ў Мінску адбылася канферэнцыя пра дзеянне канвенцыі і ўпершыню быў падпісаны План супрацоўніцтва на 2019 год паміж Міністэрствам юстыцыі Беларусі і Дзіцячым фондам ААН (ЮНІСЕФ) у Беларусі. Удзельнікі мерапрыемства падкрэслілі, што асаблівая ўвага ў дзеянні дакумента ўдзяляецца сямейнай медыяцыі і забеспячэнню добраахвотнага вяртання дзяцей.

– Калі сям’я расколваецца, інтэрнацыянальная яна ці не, найбольш уразлівымі пры скасаванні шлюбу становяцца дзеці, – канстатуе Міністр юстыцыі. – Калі ў межах краіны ў іх захоўваецца магчымасць мець стасункі з абаімі бацькамі, нават пасля таго, як яны разышліся, то ў інтэрнацыянальным шлюбе часцей за ўсё адзін з сужэнцаў з’язджае на сваю радзіму, а другі застаецца. Часта той, хто пакідае краіну, забірае малога з сабою, вырываючы яго са звыклага асяроддзя, дзе дзіця ведае мову, вучыцца ў школе, мае сяброў.

Вываз дзіцяці за мяжу супраць яго жадання парушае правы малога, таму што яно не толькі пазбаўляецца магчымасці мець стасункі з абаімі бацькамі, а і атрымлівае псіхалагічны стрэс падчас адаптацыі да новага асяроддзя з іншымі ўмовамі жыцця і мовай.

– Згодна з палажэннямі канвенцыі самы аптымальны варыянт для бацькоў – дамовіцца і знайсці кампраміс. У гэтым мы бачым патэнцыял медыяцыі, якая ў тым ліку прадугледжвае і рэгуляванне шлюбна-сямейных адносін. Добра, калі ў інтэрнацыянальных шлюбах медыяцыя запрацуе больш шырока. Гэта станоўча адаб’ецца на правах дзіцяці. Калі бацькам не ўдаецца дамаўляцца, у сілу ўступаюць механізмы канвенцыі.

Адносна нядаўна мама-беларуска вывезла з Японіі дзіця ад тамтэйшага таты. З дапамогай медыяцыі ім удалося дамовіцца, хоць спачатку муж падаў заяву аб выкраданні. Вывозілі дзіця і з Дамініканскай рэспублікі ад таты-амерыканца. Маці вярнулася разам з малым, і адвакаты таксама ўрэгулявалі канфлікт, заўважыла Марына ЖАНДАРАВА, начальнік аддзела выканання міжнародных дагавораў упраўлення міжнароднага супрацоўніцтва Міністэрства юстыцыі.

Парады нявестам іншаземцаў

– Былыя сужэнцы часта самі ствараюць прэцэдэнты выпадкаў «выкрадання» дзяцей праз нейкія ўласныя капрызы і крыўды або калі не папярэджваюць адно аднаго пра свае мэты. Або проста мама перашкаджае стасункам дзяцей з татам, і ён помсціць, піша заяву з патрабаваннем вярнуць малых, – расказвае прадстаўніца Мінюста. – Канвенцыя ахоплівае толькі грамадзянска-прававыя адносіны, якія ўзнікаюць праз незаконнае перамяшчэнне ці ўтрыманне дзіцяці і немагчымасць мець доступ да яго. Выпадкі выкрадання дзяцей, якія б мелі прыкметы крымінальнага злачынства, да прававога рэгулявання канвенцыі не маюць дачынення. За крадзеж чалавека ў Беларусі прадугледжана крымінальная адказнасць.

Гісторыі з патрабаваннямі вярнуць дзіця ў Беларусь разглядае суд дзяржавы, куды мама з’ехала з сынам. Такія справы могуць цягнуцца доўга, і ўрэшце бакі канфлікту пагаджаюцца на пэўныя ўмовы і неяк дагаворваюцца, але бывае рознае, заўважае Марына Жандарава.

– Не ведаючы традыцый дзяржавы, куды жанчына выходзіць замуж, яна рызыкуе сутыкнуцца з мноствам праблем. Таму перш чым упасці ў каханне, варта падумаць на некалькі гадоў наперад, ці зможа жонка рэалізаваць сябе на чужыне і чым там зоймецца, якія будуць да яе патрабаванні, што зробіцца з агульнымі дзецьмі, – раіць яна. – Канвенцыя абараняе выключна правы дзіцяці, а не бацькоў, у якіх нешта не атрымліваецца ці не задавальняе іх.

Першае: бацька мае такія ж правы на дзіця, як і маці, і замежны суд будзе іх абараняць. Згодна з канвенцыяй, дзіця неабходна вярнуць у краіну, дзе яно жыве пастаянна, і справу будзе разглядаць тамтэйшы суд.

Другое: не разлічвайце на жыццё на ўсім гатовым. Трэба разумець, што жанчыне таксама трэба ўдзельнічаць у жыцці сям’і, і адгаворка «я не магу знайсці працу, таму з'ехала», не распаўсюдзіцца на права забраць дзіця ад мужа-замежніка, калі малому з боку таты нічога не пагражае. Існаванне пагрозы трэба даказаць, іншай падставы забраць дзіця ад бацькі няма.

Трэцяе: вырашыўшы з'ехаць з малымі дахаты назаўжды падманным шляхам (напрыклад, сказаўшы, што едзем пагасцяваць у маці, і паставіўшы пасля мужа перад фактам невяртання), жанчына рызыкуе. На яе могуць завесці крымінальную справу – такое правіла за вываз дзіцяці без дазволу мужа дзейнічае ў многіх дзяржавах – удзельніцах канвенцыі, а іх больш за 100. Тым самым яна абмяжоўвае дзіця. Пазбаўляе яго магчымасці выехаць за мяжу на адпачынак, бо рызыкуе быць дастаўленай у краіну жыхарства былога мужа і трапіць у турму. Згода бацькі можа спатрэбіцца і тады, калі малому трэба будзе аднаму паехаць за мяжу, скажам, на нейкія спаборніцтвы ці вучобу.

– Калі нашы жанчыны вяртаюцца з малым на радзіму, то часта бягуць падаваць заяву аб вызначэнні месца жыхарства дзіцяці. Аднак калі тата-іншаземец напіша заяву аб выкраданні малога, то айчынны суд, адпаведна з канвенцыяй, мусіць прыпыніць разгляд справы па заяве грамадзянкі, а будзе разглядаць заяву аб вяртанні дзіцяці ў краіну яго пастаяннага пражывання, – падкрэсліла Марына Жандарава. – З іншага боку, калі замежны бацька не падасць заяву аб вяртанні дзіцяці, а пройдзе больш за год, як мама вярнулася на радзіму, тады будзе лічыцца, што бацька пагадзіўся з пражываннем дзіцяці ў іншай дзяржаве, калі маці не ўтойвае ад яго малога і не перашкаджае іх стасункам.

З дзесяці гадоў, дарэчы, суд ужо можа ўлічваць жаданне дзіцяці наконт таго, з кім з бацькоў яно хоча застацца. Разам з іншымі абставінамі меркаванне малога будзе ўлічвацца судом пры вынясенні рашэння.

Ірына СІДАРОК, «Звязда», 22 мая 2019 г.

23 мая депутаты рассмотрят Декрет о дополнительных мерах по борьбе с коррупцией

ср, 22/05/2019 - 14:42

Белорусские депутаты на заседании 23 мая рассмотрят вопрос о Декрете Президента Республики Беларусь от 10 мая 2019 г. № 3 «О дополнительных мерах по борьбе с коррупцией», сообщили в пресс-службе Палаты представителей.

Декрет издан в целях усиления мер ответственности за коррупционные преступления. Согласно Декрету лица, осужденные за их совершение, не подлежат представлению к условно-досрочному освобождению или замене неотбытой части наказания более мягким.

Всего в повестку заседания включено 12 вопросов. В первом чтении планируется рассмотреть поправки в Закон о мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения. Во втором – законопроект об изменении Закона о вспомогательных репродуктивных технологиях.

Предусмотрена также ратификация международных договоров, в том числе с Азербайджаном – о сотрудничестве в области миграции, с Польшей – о содержании пограничных дорожных мостовых объектов на госгранице, с Украиной – о реадмиссии. 

По сообщению БЕЛТА

ПРООН в партнерстве с Минэкономики проводит конкурс бизнес-идей

ср, 22/05/2019 - 11:51

В рамках проекта международной технической помощи «Поддержка экономического развития на местном уровне в Республике Беларусь», зарегистрированного Министерством экономики Республики Беларусь 21 января 2019 г., стартовал конкурс бизнес-идей.

Проект финансируется Европейским союзом и реализуется Программой развития ООН в партнерстве с Министерством экономики. Срок реализации Проекта – 36 месяцев: с 1 февраля 2019 г. до 31 января 2022 г.

Цель конкурса – определение концептуальных подходов к поддержке развития предпринимательства на территории пилотных районов Проекта.

К участию в конкурсе приглашаются физические и юридические лица, готовые реализовать в дальнейшем свои идеи на территориях пилотных районов проекта: Браславский и Оршанский (Витебская область), Быховский и Хотимский (Могилевская область), Брагинский, Хойникский и Жлобинский (Гомельская область), Кобринский и Березовский (Брестская область), Лидский (Гродненская область), Молодечненский и Борисовский (Минская область).

Представленные бизнес-идеи лягут в основу анализа потенциала каждого из пилотных районов Проекта и будут рассмотрены на заседании районных Советов по развитию предпринимательства с участием национальных и международных экспертов. Лучшие из них будут предложены для включения в районные планы развития малого и среднего предпринимательства (РПР МСП).

Финансирование на данном этапе конкурса не предусмотрено. В дальнейшем инициативам, включенным в РПР МСП, будут представлены дополнительные преимущества в конкурсах на получение финансовой поддержки в рамках проекта:

1) поддержка бизнес-инкубаторов (общий индикативный бюджет конкурса – 1,2 млн. долларов США);

2) поддержка стартапов и кластерных инициатив (общий индикативный бюджет конкурса – 4, 165 млн. долларов США);

3) поддержка организаций, заинтересованных стать поставщиками услуг по микрофинансированию (общий индикативный бюджет конкурса – 360 тыс. долларов США);

4) поддержка предприятий, нацеленных на решение социально-значимых проблем (общий индикативный бюджет конкурса – 1,8 млн. долларов США).

Срок подачи заявок на конкурс: до 30 июня 2019 г. Анкету для участия в конкурсе можно заполнить по ссылке

По сообщению официального портала Министерства экономики Республики Беларусь

В ГКСЭ состоялся семинар о проведении судебных экспертиз по делам о ДТП

ср, 22/05/2019 - 11:22

21 мая на базе центрального аппарата Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь состоялся республиканский семинар на тему «Проблемы комплексного исследования при проведении судебных экспертиз по делам о дорожно-транспортных происшествиях».


В работе семинара принимали участие эксперты управлений Государственного комитета по областям и г. Минску по направлениям судебно-медицинских, автотехнических и трасологических экспертиз, специализирующихся на проведении экспертиз по делам о дорожно-транспортных происшествиях.


В ходе семинара рассмотрены подходы к формированию единого мнения экспертной комиссии при решении комплексных вопросов о механизме развития дорожно-транспортного происшествия, определении взаиморасположения участников происшествия и объектов исследования в пространстве относительного друг друга.


Кроме того, состоялся обмен опытом и сложившейся экспертной практикой при проведении экспертиз данного вида. В формате круглого стола проведено обсуждение пределов компетенции эксперта при формулировании вывода в рамках своей специализации. 

По сообщению официального сайта Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь
(фото – официальный сайт ГКСЭ)

Объявлен конкурс для предоставления грантов Президента Беларуси в науке на 2020 год

ср, 22/05/2019 - 10:51

Национальная академия наук Беларуси объявляет конкурс кандидатур для предоставления грантов Президента Республики Беларусь в науке на 2020 год. Такая информация размещена на сайте НАН.


Конкурс объявлен во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 13 сентября 2013 г. № 425 «О грантах Президента Республики Беларусь в науке, образовании, здравоохранении, культуре» в целях финансовой поддержки деятельности, имеющей приоритетное значение для развития науки.

Организации НАН представляют документы до 23 августа 2019 г., государственные органы и организации без ведомственной подчиненности – до 13 сентября. Документы направляются в управление премий, стипендий и наград главного управления кадров и кадровой политики аппарата НАН Беларуси (220072, г. Минск, пр. Независимости, 66, каб. 317, 406).

Заявочные материалы на соискание грантов оформляются в соответствии с требованиями, установленными положением о порядке предоставления и выплаты грантов Президента в науке, образовании, здравоохранении, культуре, а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 ноября 2013 г. № 951. С формами заявочных документов и рекомендациями по их оформлению можно ознакомиться на сайте НАН. 

По сообщению БЕЛТА
(фото – БЕЛТА)

ЕЭК переводит социально-трудовые отношения в ЕАЭС в электронный формат

ср, 22/05/2019 - 10:16

Об этом сообщила директор Департамента трудовой миграции и социальной защиты Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Паиза Суюмбаева в ходе сессии «Развитие социально-трудовой сферы в новой цифровой реальности в рамках Индустрии 4.0», которая прошла на площадке Астанинского экономического форума.

Стремительное развитие технологий и искусственного интеллекта оказывает непосредственное влияние и на обеспечение свободы передвижения рабочей силы в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).

«В настоящее время работа Комиссии направлена на создание условий для дальнейшего развития единого рынка трудовых ресурсов и реализации имеющихся преференций с учетом внедрения современных технологий и цифровизации многих сфер жизнедеятельности человека», – подчеркнула Паиза Суюмбаева.

Так, планируется, что предусмотренное проектом Соглашения о пенсионном обеспечении в ЕАЭС взаимодействие по вопросам подтверждения стажа, приобретенного трудящимися в других государствах-членах, назначения, выплаты и экспорта пенсий будет осуществляться в электронном формате посредством Единой интегрированной информационной системы Союза.

В качестве основного механизма оказания гражданам содействия в трудоустройстве прорабатывается инициатива Республики Казахстан по созданию Евразийской электронной биржи труда. В 2019 году для ее реализации Комиссия проведет научно-исследовательскую работу по теме «Разработка модели цифровой экосистемы для обеспечения трудоустройства и занятости граждан государств – членов Евразийского экономического союза».

Кроме этого, планируется обсудить возможность создания электронного ресурса, позволяющего удаленно проводить проверку подлинности выданных в странах ЕАЭС документов об образовании, а также возможность обеспечения посредством сети Интернет информирования граждан о совершенных ими административных правонарушениях, имеющихся неисполненных административных взысканиях и уплаты штрафов по ним в любом государстве Союза.

«Рекомендации и наилучшие международные практики в этих областях, безусловно, будут учтены Комиссией при проведении работы», – отметила Паиза Суюмбаева.

По сообщению официального сайта Евразийской экономической комиссии

Михаил Мясникович: совершенствование системы местного самоуправления позволит эффективнее решать насущные проблемы граждан

ср, 22/05/2019 - 10:05

В Беларуси планируют усилить роль местного самоуправления. По поручению Президента соответствующие предложения должны подготовить парламентарии совместно с учеными и экспертами. Главная задача – оценить, какие меры необходимы для более эффективного решения проблем на местах. Стоит ли ожидать перехода к новой модели местного самоуправления и опыт каких стран будет учитываться при ее трансформации, в интервью «СБ» рассказал Председатель Совета Республики Михаил Мясникович.

– Михаил Владимирович, почему в последнее время все чаще обсуждают вопрос о большей самостоятельности органов местного самоуправления? Какова их реальная роль в решении проблем людей на местах?

– За годы существования суверенной Беларуси вертикаль власти окрепла, и сегодня можно говорить о поэтапной децентрализации, передаче определенных полномочий на места. Глава государства поручил Совету Республики как палате территориального представительства совместно с заинтересованными органами детально изучить этот вопрос. Подготовить возможные изменения и дополнения в закон о местном управлении и самоуправлении. Положения действующего закона, в том числе его статья 3 «Основные принципы местного управления и самоуправления», актуальны и вместе с тем нуждаются в дополнительном практическом наполнении. В какой-то степени конкретизации. Объясню почему.

Сегодня система органов местного самоуправления включает в себя местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления. У местных Советов депутатов, на мой взгляд, достаточно широкая компетенция для решения вопросов местной жизни, и она реализуется на практике. В этой части произошло немало положительных изменений: укрепились кадровый потенциал и материально-техническая база, улучшилось качество работы с людьми, выстроилась обратная связь.

Например, если сегодня одиноким старикам в деревне нужно привезти дрова, покосить траву возле дома или почистить колодец, куда им обратиться? В сельсовет. Туда же они идут, чтобы убрать яму на дороге, заменить перегоревшую лампу на фонарном столбе, снять вопросы с автолавкой и так далее.

Однако не везде председатель сельсовета может решать насущные проблемы. Поэтому необходимо создать такие условия, чтобы предоставленные ему законодательством права и полномочия использовались в полной мере. Кроме того, важно и добросовестное, небезразличное отношение к делу с его стороны, чтобы председатель был инициативным, заинтересованным действительно разобраться, довести дело до конца, а не сделать что-то для галочки.

Если сложить все эти составляющие, будет и доверие людей, сможем эффективнее решать их повседневные проблемы. Это самая главная задача, которую ставит перед нами Президент.

– Социологический опрос, проведенный Национальной академией наук Беларуси, показал, что население видит необходимость совершенствования системы местного управления и самоуправления. Больше всего сторонников такой трансформации среди жителей Минска: ее поддержали 3/4 минчан-респондентов. Около 2/3 опрошенных в Брестской и Минской областях выступают за совершенствование работы органов местного самоуправления.

– Хорошо, что люди дают оценку работе органов местного самоуправления. Выступают с предложениями и инициативами, как ее улучшить. Это свидетельствует о том, что система работает. Дает результаты. Быть может, не всегда те, которые нам бы хотелось, но отзывы людей во многом помогают нам определять слабые места, устранять недостатки.

Однако люди и сами во многих случаях могут многое сделать для решения важных для них вопросов, а не ждать соответствующих действий власти. В этом ключе нам крайне важно развивать территориальное общественное самоуправление. Ведь это хороший инструмент воспитания гражданского самосознания. Организации активного сотрудничества власти и народа. Возрождения и сохранения культурных ценностей, национальных обычаев и традиций, развития творчества. А в целом – преодоления пассивности населения. Реально работающие органы территориального общественного самоуправления – будь то единоличные (старосты, старейшины) либо коллегиальные (советы, комитеты), созданные на территории микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, дворов, агрогородков, поселков, деревень, – востребованы людьми. Государственные органы должны создавать условия для их деятельности, делегировать им некоторые функции. Существенную помощь здесь могут и должны оказать депутаты и соответствующие местные исполкомы.

Ведь сегодня многие вопросы, например, по благоустройству не требуют больших трат, участия органов власти. Их могут решить сами люди. Главное – поддерживать такие инициативы.

– Здесь может быть полезен и зарубежный опыт. Он изучался?

– Улучшать качество работы органов местного управления и местного самоуправления будем с учетом передового международного опыта. Хороший инструмент для этого – Совет по взаимодействию с органами местного самоуправления при Совете Республики. Здесь аккумулируются все предложения и инициативы. Советом уже подготовлена «дорожная карта» по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы местного управления и самоуправления. Это комплекс конкретных мероприятий, важным элементом которых является международное сотрудничество.

Совет наладил хорошие контакты с Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы. Недавно прошел визит его председателя Андерса Кнапе в Минск, состоялась встреча с Главой государства. Такие связи – очень полезный опыт, который позволит нам позаимствовать лучшее у наших европейских партнеров и в то же время поделиться чем-то своим.

Однако важно понимать, что структура органов местной власти в Беларуси отличается от зарубежных стран. В ряде государств действует принцип максимальной децентрализации. Органы местного самоуправления практически автономны от центральной власти, как, например, в Великобритании, США, Австралии. Их полномочия подкреплены самостоятельной финансовой базой. Если рассматривать, например, как решаются эти задачи в Великобритании, то законодательство этой страны определяет компетенцию органов местного самоуправления каждого уровня административно-территориального деления. Советы графств занимаются вопросами транспортного развития, дорожного движения, охраны порядка, образования, социального обслуживания и пожарной безопасности. Советы округов – здравоохранением, местным планированием, жилищным строительством. Советы приходов решают те вопросы, которые не входят в компетенцию вышестоящих органов. Во Франции и некоторых странах Ближнего Востока тип устройства схож с белорусским. Базируется на сочетании прямого государственного управления на местах и местного самоуправления. Эта модель зародилась во Франции. Речь идет о иерархической структуре, где сверху происходит передача различных директив и на государственные органы работают представители на местах. Так, во Франции назначаются префекты, субпрефекты, главная задача которых – проводить на территории региона политику правительства, прежде всего в вопросах экономического и социального развития.

В Беларуси выстроена четкая вертикаль исполнительной власти. При этом задача власти – оптимальное распределение ресурсов для получения максимального экономического эффекта и удовлетворения социальных потребностей людей. Эта модель полностью себя оправдала. Сейчас мы должны взвешенно оценить перспективы возможных преобразований на базе собственного опыта с учетом международной практики.

В ближайшее время в Совете Республики совместно с заинтересованными органами начнется разработка Концепции совершенствования системы местного самоуправления, которая будет предусматривать принятие необходимых законодательных актов в развитие действующего законодательства в этой сфере. Будем рады конструктивным предложениям.

По сообщению «СБ. Беларусь сегодня», 21 мая 2019 г.

23 мая состоится прямая линия по вопросам осуществления госконтроля за соблюдением законодательства в сфере архивного дела

вт, 21/05/2019 - 17:00

23 мая 2019 года с 11.00 до 12.00 Департаментом по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь будет проведена прямая телефонная линия с участием консультанта отдела делопроизводства и формирования Национального архивного фонда Локтионовой Наталии Валерьевны по теме «Осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства в сфере архивного дела и делопроизводства».

Получить ответы на интересующие вопросы в рамках названной темы можно будет по тел. 8 017 200 43 81.

По сообщению официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь

Как поделить участок земли с соседом?

вт, 21/05/2019 - 16:24

«Проживаю в частном доме в городе Микашевичи. Соседи урезали мой участок и теперь у меня даже прохода нет. Приходится ходить через чужой двор. Обращалась в горсовет, но помочь там мне не могут. Говорят, что нужно обращаться в суд. Помогите разобраться. Мария Середич, Лунинецкий район».


Александр Савина, первый заместитель председателя Лунинецкого райисполкома:

– В 1985 году по договору купли-продажи вы приобрели дом в городе Микашевичи.

В 2014 году на основании поданного вами заявления Лунинецким филиалом «Брестское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» было изготовлено землеустроительное дело по установлению границ земельного участка для обслуживания этого жилого дома.

Установление границ земельного участка выполнялось с учетов картографических материалов, которыми к вашему домовладению предусмотрены подъезд и подход с улицы Партизанская, а также подход с улицы Болотная (что не исключает подъезд автотранспорта к территории вашего домовладения с этой улицы). При оформлении материалов землеустроительного дела претензий по границам земельного участка вами отмечено не было (ваша подпись в акте об ознакомлении заинтересованных сторон с установленной (восстановленной) границей земельного участка имеется).

13 января 2015 г. на основании вашего заявления, решения Микашевичского горисполкома и изготовленного землеустроительного дела Микашевичским бюро Лунинецкого филиала «Брестское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» была осуществлена государственная регистрация создания вашего земельного участка площадью 0,1119 га и возникновения права пожизненного наследуемого владения.

В результате рассмотрения вашего обращения с выездом на место специалистами Лунинецкого и Микашевичского исполнительных комитетов факта самовольного занятия предоставленного вам земельного участка землепользователями смежного участка не установлено, вышеотмеченные подъезд и подход к вашему домовладению ничем не загромождены, все объекты недвижимого имущества по улице Болотная, 4 – жилой дом с его составными частями и принадлежностями (в том числе два деревянных сарая) – расположены в границах предоставленного земельного участка (государственная регистрация недвижимого имущества была осуществлена в установленном порядке в 2013 году).

Вместе с тем если вы считаете, что смежными землепользователями учинены вам препятствия в пользовании земельным участком, недвижимым имуществом на нем, вы вправе обратиться за судебной защитой. Наряду с этим информируем, что государственная регистрация создания недвижимого имущества и возникновения прав на него может быть признанаы недействительной только в судебном порядке (Закон Республики Беларусь от 22 июля 2002 года «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав эта него и сделок с ним»).

Аэлита Сюльжина, «СБ. Беларусь сегодня», 21 мая 2019 г.
(фото – «СБ. Беларусь сегодня»)

В Минске вводят оплату проезда в общественном транспорте карточкой и телефоном

вт, 21/05/2019 - 16:14

В Минске с четверга 23 мая запускают оплату проезда в общественном транспорте с помощью банковской карты.


Пока это пилотный проект. Оплатить проезд можно будет с помощью бесконтактных карт на самом протяженном и пассажироемком трамвайном маршруте Минска – № 6 – между Серебрянкой и Зеленым Лугом, сообщили в пресс-службе БПС Сбербанка.

Если проект окажется успешным, его распространят на весь общественный транспорт столицы.

Оплатить проезд можно бесконтактной карточкой любого банка (Visa, Mastercard и Белкарт). Кроме того, оплачивать проезд можно будет гаджетами с поддержкой технологии NFC: смартфонами, брелоками, часами и т.д.

Для оплаты необходимо поднести карту (гаджет) к валидатору, дождаться звукового сигнала и текстового сообщения. У пассажира будет списана стоимость поездки.

Контроль оплаты такой же, как и с электронными проездными. Пассажир подносит к терминалу банковскую карту, после чего на нем отобразится информация об оплате проезда.

В личном кабинете пассажира на сайте системы можно увидеть историю поездок и расходов, получить электронный чек. Здесь же можно получить данные по аналогичным платам в метро.

Напомним, ранее БПС-Сбербанк внедрил сервис бесконтактной оплаты на турникетах всех станций минского метро. По данным банка, такой формой оплаты уже воспользовались более 12 млн раз, картами, выпущенными в 189 банках 63 стран мира.

Сергей Грудницкий, «СБ. Беларусь сегодня», 21 мая 2019 г.
(фото – «СБ. Беларусь сегодня»)

Многодетные семьи в Беларуси будут стоять в очереди на жилье не больше года

вт, 21/05/2019 - 16:10

Многодетные семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, с 2021 года будут направляться на строительство жилья в течение 12 месяцев с момента постановки на учет. Предусмотрены соответствующие механизмы, сообщила журналистам в пресс-центре БЕЛТА начальник главного управления градостроительства, проектной, научно-технической и инновационной политики Министерства архитектуры и строительства Беларуси Ольга Верамей, комментируя план мероприятий по реализации Директивы № 8 «О приоритетных направлениях развития строительной отрасли».

«Местные органы власти выделили достаточное количество земельных участков, которые могут предлагаться многодетным семьям. К 2021 году очередь будет формироваться так, чтобы в течение года с момента постановки на учет многодетные семьи могли направляться на строительство жилья», – отметила Ольга Верамей.

Планы-графики возведения жилых домов для этой категории очередников будут разрабатываться и утверждаться ежегодно. Также при формировании жилищной программы необходимо будет ежегодно вводить в эксплуатацию не менее 135 тыс. кв.м арендного жилья, в том числе за счет бюджетных средств – не менее 90 тыс. кв.м.

Определено также введение в практику страхования профессиональной ответственности проектной организации за разработанную проектную документацию.

В марте текущего года Президент подписал Директиву № 8 «О приоритетных направлениях развития строительной отрасли». В середине мая постановлением Совета Министров утвержден план по ее реализации, который включает 60 мероприятий по различным направлениям.

По сообщению БЕЛТА

МНС собирает замечания и предложения по вопросу правильности заполнения налоговой декларации по налогу на игорный бизнес

вт, 21/05/2019 - 15:51

В целях автоматизации исчисления налога на игорный бизнес с использованием специальной компьютерной кассовой системы обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса (далее – СККС) и формирования посредством СККС налоговой декларации (расчета) по налогу на игорный, осуществлена доработка СККС.

Исчисление налога на игорный бизнес автоматизировано на основе данных, содержащихся в СККС (отчета № 66) и позволяет сформировать налоговую декларацию по налогу на игорный бизнес в виде XML-документа (отчет № 69).

Налоговая декларация по налогу на игорный бизнес формируется по форме, которая подлежит представлению организаторами азартных игр в инспекцию МНС по месту постановки на учет за апрель 2019 г. и последующие налоговые периоды, и позволяет загрузить соответствующую декларацию через АРМ «Плательщик».

Опытная эксплуатация соответствующего модуля СККС для его тестирования будет осуществлена до 31.05.2019. Пошаговая инструкция формирования и загрузки налоговой декларации (расчета) по налогу на игорный бизнес в АРМ «Плательщик» размещена в разделе «База знаний» сайта службы технической поддержки ООО «Мониторинговый центр по игорному бизнесу» по ссылке: https://support.gamemc.by/index.php?/Knowledgebase/Article/View/4/6/dostup-k-inforesursu-skks-s-ispo....

В случае возникновения вопросов по формированию налоговой декларации по налогу на игорный бизнес следует обращаться в службу технической поддержи ООО «Мониторинговый центр по игорному бизнесу» по телефонам:

  • +375 (17) 314-77-33;
  • +375 (44) 574-07-01;
  • +375 (33) 3-600-701;
  • +375 (25) 701-0-701.

Замечания и предложения по вопросу правильности заполнения налоговой декларации по налогу на игорный бизнес просим до 31.05.2019 направлять в МНС на электронный ящик uklib@nalog.gov.by.

По информации Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

Четыре белорусско-американских документа по расширению борьбы с наркотиками подписаны в Минске

вт, 21/05/2019 - 15:28

Четыре белорусско-американских меморандума о сотрудничестве между белорусскими госорганами и Агентством по борьбе с наркотиками Министерства юстиции США подписаны сегодня в МИД Беларуси.

Подписаны меморандумы о сотрудничестве между Государственным пограничным комитетом, Государственным таможенным комитетом, Министерством внутренних дел, Следственным комитетом Беларуси и Агентством по борьбе с наркотиками Министерства юстиции Соединенных Штатов Америки.

Как отметила на мероприятии временный поверенный в делах США в Беларуси Дженифер Мур, эти документы – важный шаг в укреплении региональной безопасности. Она обратила внимание на высокие стандарты деятельности белорусских правоохранительных органов и выразила уверенность, что обе стороны будут эффективно взаимодействовать. «Документы открывают дорогу для дружественного сотрудничества», – сказала временный поверенный в делах США.

«Борьба с торговлей наркотиками очень важна, и мы надеемся на укрепление сотрудничества с белорусскими коллегами», – подчеркнула дипломат. Она добавила, что американская сторона рассмотрит предложения белорусских коллег об организации совместных тренингов на базе Академии МВД.

По сообщению БЕЛТА

Проект Нацобзора жилищного хозяйства, городского развития и землепользования подготовлен в Беларуси

вт, 21/05/2019 - 15:17

Подготовлен проект Национального обзора жилищного хозяйства, городского развития и землепользования Беларуси, он будет представлен в октябре текущего года в Женеве. Об этом сообщил заместитель Министра архитектуры и строительства Олег Швец на открытии международного семинара «На пути к реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года: управление жилищным фондом, энергоэффективность зданий и устойчивое развитие городов».

Национальный обзор разработан совместно с ЕЭК ООН, Программой ООН-Хабитат, международной и национальной группой экспертов при финансовой поддержке России. В нем даны рекомендации правительству по совершенствованию государственной градостроительной, жилищной, земельной политики, модернизации жилищного фонда и другим направлениям.

«Документ касается всех этапов жизненного цикла строительной деятельности – землепользования, арендного жилья, ипотеки, процентных ставок, поддержки малоимущих групп населения, градостроительной политики, энергоэффективности. Комплекс мероприятий отрабатывался большой группой экспертов на протяжении более двух лет. Результаты труда будут представлены в Женеве в октябре, после перевода на английский язык обзор вступит в силу», – отметил Олег Швец.

Всего во время обсуждений поступило 30 предложений, часть из которых уже легли в основу нормативных правовых актов или находятся на рассмотрении в органах госуправления. Международные эксперты высоко оценили проведенную работу. «То, что такой программный документ разработан, – большой прорыв в обществе. Он дает возможность развивать национальное законодательство в соответствии с международным опытом», – добавил замминистра.

Международный обучающий семинар проходит 21-24 мая. Его участники обсуждают лучшие международные практики в области управления жилищным фондом, содержания жилья и управления им, роль частного сектора, развитие умных устойчивых городов, зеленого градостроительства, устойчивой энергетики и энергоэффективности. В том числе в центре внимания находятся проекты, реализованные в Беларуси. Так, в последний день семинара представят пилотные инициативы по умному городу и энергоэффективности в Новогрудском районе Гродненской области.

Семинар организован Министерством архитектуры и строительства в тесном взаимодействии с ПРООН, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, МИД Беларуси, Академией управления при Президенте. На заседаниях тематических секций выступят представители Беларуси, России, Эстонии, Армении, Казахстана, Грузии, Украины, Кыргызстана.

25 сентября 2015 года Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию 70/1 «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» (Повестка-2030) и 17 зафиксированных в ней Целей устойчивого развития, что оформило новую ориентированную в будущее концепцию глобального устройства, предусматривающую гармоничное развитие государств и обществ на основе трех взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: экономики, социальной сферы и экологии. Принятие Повестки-2030 потребовало от всех государств пересмотра и конкретизации национальных программных документов, а также создания механизмов для организации процесса по выполнению ЦУР.

Беларусь выразила приверженность Повестке-2030 и предприняла важные шаги для ее реализации на национальном уровне. В стране сформированы институциональные основы для управления работой в области реализации ЦУР: учрежден пост национального координатора по достижению Целей устойчивого развития, сформирован Совет по устойчивому развитию. При совете созданы региональные группы, организована партнерская группа устойчивого развития (в ее состав вошли представители общественных организаций, деловых и академических кругов). В Национальном собрании образована парламентская группа по ЦУР.

Важным фактором достижения ЦУР является взаимовыгодное глобальное и региональное сотрудничество, обмен знаниями и опытом в сфере инноваций для укрепления потенциала и передачи технологий в целях развития.

По сообщению БЕЛТА

Михаил Мясникович провел заседание Президиума Совета Республики

вт, 21/05/2019 - 14:47

Заседание Президиума Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь под руководством Председателя Совета Республики Михаила Мясниковича прошло 20 мая 2019 г.

Рассмотрен вопрос об организации работы помощников членов Совета Республики. С докладом выступил Начальник Секретариата Совета Республики Александр Слободчук. Он проинформировал об итогах мониторинга работы помощников членов Совета Республики, который был организован и осуществлялся сотрудниками Секретариата.

Деятельность помощников членов Совета Республики регулируется Законом Республики Беларусь «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания» и Постановлением Президиума Совета Республики от 21 января 2017 г. №65-ПСР6 «Об утверждении Положения о помощниках члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь». Данные документы являются достаточной правовой основой для выполнения помощниками широкого спектра задач с учетом их прав и обязанностей, а также предъявляемых к ним требований. Важно точное и единообразное соблюдение установленных требований, подчеркнул Александр Слободчук.

Для повышения эффективности работы помощников членов Совета Республики подготовлены практические рекомендации, которые были поддержаны Президиумом.

В целом отмечено, что с момента проведения сотрудниками Секретариата предыдущего мониторинга деятельности помощников членов Совета Республики произошли позитивные изменения: устранены отдельные недостатки в организации работы помощников, на всех сайтах исполкомов размещена необходимая информация о них, более системной стала работа с обращениями граждан.

Подводя итоги рассмотрения вопроса, Председатель Совета Республики акцентировал внимание на том, что внимательное отношение к людям должно быть приоритетом для членов Совета Республики и их помощников. «Работа с обращениями граждан не должна быть формальной, не должно быть отписок. Каждому обратившемуся человеку нужно помочь. Это задача, которую ставит перед нами Глава государства», – сказал он.

Потенциал помощников должен быть максимально задействован для своевременного изучения общественного мнения, мониторинга социально-экономической ситуации и оперативного разрешения актуальных вопросов на местах, добавил Председатель Совета Республики. При этом при назначении помощников не должно быть никакого «кумовства», подчеркнул он.

Что касается мониторинга деятельности помощников членов Совета Республики, то его планируется продолжить на регулярной основе. Это во многом поможет улучшить их работу, отметил Михаил Мясникович. По его словам, помимо работы над ошибками, необходимо также показывать конкретные положительные примеры работы помощников их коллегам. Это хорошая школа, возможность поделиться опытом. Кроме того, помощникам следует чаще проявлять инициативность, выдвигать свои предложения, в том числе по совершенствованию законодательства.

В ходе заседания Президиума рассмотрен также вопрос о ключевых совместных проектах Республики Беларусь с Республикой Казахстан для продвижения подкомиссией по развитию сотрудничества в инновационной сфере Межпарламентской комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь и Сената Парламента Республики Казахстан.

По сообщению официального сайта Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Совета Республики)

Президент Беларуси Александр Лукашенко проводит совещание по актуальным вопросам экономики

вт, 21/05/2019 - 11:59

Президент Беларуси Александр Лукашенко собрал 21 мая совещание по актуальным вопросам экономики.

«Традиционно по инициативе Правительства мы сегодня обсудим блок экономических вопросов. Текущих и, если нужно, на перспективу. Хотелось бы услышать от Премьер-министра и вице-премьеров, какова ситуация у нас с экспортом. Естественно, наиважнейший вопрос – валовой внутренний продукт. Какое у нас движение в этом направлении? Официальную статистику я знаю. На что мы в результате такой динамики выйдем на конец года, с какими показателями? Но экспорт меня волнует больше всего. Потому что это поступления валюты в страну, без которой нам весьма сложно существовать, да и экономике развиваться также», – сказал Президент.

Александр Лукашенко отдельно поинтересовался, как обстоят дела в торговле и экономическом сотрудничестве с Россией и Евросоюзом. «Два основных наших партнера. Даже Европейский союз по экспорту сейчас опережает Российскую Федерацию», – отметил белорусский лидер.

Глава государства напомнил о задаче по диверсификации белорусского экспорта: по трети от общего объема на рынки России, Евросоюза и стран дальней дуги соответственно. «Тогда экспорт можно считать диверсифицированным», – подчеркнул Александр Лукашенко.

Президент обозначил для обсуждения и имеющиеся проблемные вопросы в торгово-экономическом сотрудничестве, в частности с Россией. «Нашумевшая проблема «ядовитой» этой нефти. Какова сейчас ситуация у нас в этом плане? Я прочитал доклад и вернул его Премьер-министру. Вы мне больше не пишите эти доклады. Вы просто теряете время, – сказал Президент. – Надо две строчки: чего вы добились положительного за последнее время. Зачем вы мне описываете весь свой героизм, с кем вы там встречались, с кем разговаривали, что обсуждали, как? Мне нужен результат».

«Второй вопрос – он так и не снят – поставки сельхозпродукции на российский рынок. По моей информации, на сегодня около 60 белорусских предприятий полностью или частично закрыты для поставок на российский рынок. Доработались до того (чего не было раньше), что мы уже подписанные торговые балансы по сельхозпродукции не выполняем в связи с тем, что Россия не исполняет свои обязательства. Почему не принимаются меры?» – поставил вопрос белорусский лидер.

На совещании предполагается обсудить и ряд других вопросов экономического характера. «Я почему на ранней стадии в этом году обращаю ваше внимание на эти проблемы – чтобы потом в четвертом квартале героически не пришлось преодолевать эти вопросы и наверстывать упущенное», – добавил Глава государства.

По сообщению официального Интернет-портала Президента Республики Беларусь
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)

В Вене под председательством Беларуси открылась сессия Комиссии ООН по предупреждению преступности

вт, 21/05/2019 - 11:00

Под председательством постоянного представителя Беларуси, посла Елены Купчиной в Вене начала работу 28-я сессия Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию (КППУП). Об этом сообщили в посольстве Беларуси в Австрии.

Ключевыми вопросами повестки дня сессии станут обсуждение вклада деятельности по предупреждению преступности в достижение целей Повестки дня в области устойчивого развития; подготовка к 14-му Конгрессу ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию (Киото, 20-27 апреля 2020 года). Предстоит проанализировать мировые криминальные тенденции и новые проблемы в области уголовного правосудия, борьбу с преступностью, обусловленную нетерпимостью и дискриминацией. Во время сессии будет рассмотрено 11 проектов резолюций по таким вопросам, как борьба с сексуальной эксплуатацией детей, укрепление международного сотрудничества в целях борьбы с киберпреступностью, противодействие контрабанде коммерческих товаров, повышение уровня прозрачности судебных процедур.

Белорусская делегация внесла на рассмотрение КППУП проект резолюции «Усиление мер предупреждения преступности на базе подходов, объединяющих усилия всего общества». На полях сессии состоится 126 тематических мероприятий, в том числе организуемая Беларусью совместно с Управлением ООН по наркотикам и преступности, ОБСЕ и международной НПО Equality Now дискуссия на тему «Роль технологий в совершении преступлений, связанных с торговлей людьми в целях сексуальной эксплуатации, и противодействии этому виду преступности».

КППУП является одной из восьми функциональных комиссий Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС) и работает на базе Отделения ООН в Вене. Комиссия выступает в качестве центрального органа системы ООН, отвечающего за формулирование международных подходов в области предупреждения преступности и осуществления уголовного правосудия, в том числе в таких сферах, как борьба с транснациональной организованной преступностью, коррупцией, торговлей людьми. Комиссия ведет мониторинг применения стандартов и норм ООН в этой области, разрабатывает рекомендации по противодействию новым формам преступности.

Беларусь является членом КППУП на протяжении последних десяти лет. Представитель Беларуси возглавляет функциональную комиссию ЭКОСОС впервые.

По сообщению БЕЛТА
(фото – БЕЛТА)

Страницы