ГУ "Республиканский научно-практический центр трансфузиологии и медицинских биотехнологий"
Министерство здравоохранения Республики Беларусь

 

 

 

 

 

   Запись на вакцинацию                    

Russian Belarusian Chinese (Simplified) English

Плазма у нас не залеживается

Уже более 50 переболевших COVID-19 сдали плазму крови, которая используется как дополнительный метод лечения для больных новым коронавирусом. Многие сдают кровь безвозмездно. Но пока доноров не хватает — заявок от клиник больше, чем заготовленной плазмы.

«Какие деньги за кровь, что вы!»

Минчанин Анатолий Малахович приехал в РНПЦ трансфузиологии и медицинских биотехнологий сдавать плазму во второй раз. Сам он переболел коронавирусом в феврале:

«Я был контактом первого уровня. О вирусе тогда мало говорили, я о нем не знал ничего. Позвонили, взяли мазок, положили в инфекционную больницу. Я болел очень легко, почти без симптомов. Вообще я пришел к выводу, что кто боится, к тому вирус и прицепится».

В РНПЦ говорят, что когда позвонили Анатолию с просьбой сдать плазму, он сразу сказал «да». А вот когда пытались объяснить, что за сдачу плазмы может быть выплачено вознаграждение — 150 рублей, удивился и сказал, что не надо.

Второй раз пришел сдавать кровь тоже безвозмездно. «Какие деньги за кровь, что вы! Я ж работаю, другое дело, если бы нуждался», — сказал Анатолий корреспонденту Naviny.by.

Минчанка Екатерина уже месяц как здорова и тоже второй раз пришла сдавать плазму. Она тоже безвозмездный донор: «Для меня вопрос денег вообще не стоял. Я хочу помочь людям. У меня другая проблема — пришлось перебороть страх крови, иголок. Лечение от COVID-19 (у меня была пневмония) свое дело сделало, теперь страх уменьшился».

У Екатерины сначала заболел младший сын, затем она. Муж и старший ребенок не заразились. Температура около 38 градусов, головная боль, трудности с дыханием — такие были у нее симптомы. Рентген показал пневмонию, сделали мазок, отправили в больницу, где был еще один мазок. Первый тест, как выяснилось, показал наличие коронавируса, а второй был отрицательным. Так или иначе, женщина провела несколько недель в больнице и выздоровела, к слову, позже своего сына.

Екатерина сама обратилась в РНПЦ, ей даже не успели позвонить. «Я увидела в СМИ информацию о том, что ищут плазму для больного COVID-19 как раз моей группы крови. Я почувствовала себя обязанной помочь человеку и набрала номер РНПЦ», — рассказала Екатерина.

Заведующий отделением заготовки крови, ее компонентов в выездных условиях Антон Свирский рассказал, что общением с потенциальными донорами плазмы крови, перенесшими COVID-19, занят отдельный специалист РНПЦ. Это большая работа — каждому надо объяснить не только значимость сдачи плазмы, но и технологию воздействия на организм больного.

Если рассказать о ней крайне упрощенно, то выглядит это так — чтобы заразившейся COVID-19 человек выздоровел, в его крови должны образоваться антитела. Их количество искусственно увеличивают с помощью донорской плазмы, где такие антитела уже есть, ведь обладатель этой крови смог победить COVID-19. В результате у больного антител становится больше, а значит, и шансов на победу над коронавирусом тоже.

С антителами, правда, не все так просто, это неисследованный вопрос. У одного заболевшего человека сразу появляются антитела, у другого после выздоровления их нет.

 

Экспериментальное лечение, спасающее жизни

Сейчас в соцсетях немало объявлений о поисках доноров плазмы — так родственники заболевших коронавирусной инфекцией пытаются помочь своим близким.

Однако, считает Антон Свирский, «не родственники должны заниматься поиском донора, а медики, и они это делают». Лечение плазмой не является самостоятельным или самодостаточным методом терапии, оно дополняет уже существующие протоколы лечения COVID-19, подчеркнул специалист.

 

Этот похожий на сканер аппарат предназначен для инактивации патогенов плазмы.

«По сути, это экспериментальное лечение, — сказал Антон Свирский. — Только специалисты могут определить, показано оно или нет тому или иному пациенту. Кроме того, донорство само по себе анонимно. Это защита от злоупотреблений и коррупции. Другими словами, если вы сдадите кровь, плазма будет перелита пациенту, которого выберет консилиум врачей, и это будет самый тяжелый пациент, которому можно применять лечение реконвалесцентной плазмой. Наконец, существует инструкция по применению плазмы переболевших COVID-19».

Как не каждому человеку можно переливать кровь и плазму, так и не каждый может стать ее донором.

«Я не сталкивался с тем, что переболевшие категорически отказываются сдавать плазму. В случае отказа люди поясняют, что плохо себя чувствуют, например. Или говорят о каких-то заболеваниях, являющихся препятствием для сдачи крови. Многие говорят о том, что придут чуть позже», — рассказал Антон Свирский.

Чтобы сдать кровь для переливания плазмы больным COVID-19, надо иметь документ о том, что у вас был диагностирован коронавирус. У вас возьмут экспресс-анализ крови, который покажет наличие или отсутствие антител. Если они есть, кровь возьмут на общий и биохимический анализ, результаты которых покажут общее состояние организма. Проверяется кровь на ВИЧ и другие инфекции. Только в случае, если с анализами всё в порядке и врач РНПЦ дает добро, донора отправят на сдачу плазмы.

Процесс длится 30-40 минут, донор сдает 600 мл плазмы. Кровь берут с помощью аппарата для автоматического плазмафереза. Плазма имеет песочный цвет, красную часть крови (клетки) возвращают пациенту.

Обычно плазма крови замораживается и может храниться до трех лет в специальном холодильнике при температуре -28 градусов и ниже. Однако для плазмы доноров, переболевших COVID-19, теперь не то время, ведь заявок от клиник больше, чем предложений:

«Плазма перенесших COVID-19 у нас не залеживается. Мы отправляем забранную плазму вечером того же дня или утром следующего учреждениям здравоохранения согласно их заявкам».

Это стало возможным благодаря аппарату для инактивации патогенов плазмы, который с использованием фотохимических реакций снижает вирусную нагрузку крови. Другими словами, в крови донора могут находиться не только антитела, но и патогенные организмы, которые аппарат и уничтожает. Это дает возможность, сказал Антон Свирский, делать забор крови уже через 15 дней после выздоровления, то есть увеличить число потенциальных доноров плазмы, которых пока не так много, как хотелось бы.

 

Доноров всегда мало

В Беларуси по данным на 6 мая выздоровели и выписаны 4388 пациентов, у которых ранее был подтвержден диагноз COVID-19, но далеко не все могут стать донорами плазмы. Согласно законодательству, донор должен быть здоров, быть в возрасте 18-60 лет, иметь вес не менее 50 килограммов.

В РНПЦ донорами стали уже 50 человек, многие приходят повторно — плазму можно сдавать каждые 14 дней. Вся сданная плазма перелита больным, многие пошли на поправку, говорят специалисты РНПЦ. 

Сейчас помимо РНПЦ трансфузиологии и медбиотехнологий заготовка иммунной плазмы осуществляется в 6-й клинической больнице Минска, а также на Витебской, Могилевской, Брестской областных станциях переливания крови. Есть планы увеличить количество пунктов сдачи иммунной плазмы. Уже практически готовы заготавливать плазму в Гродно и Гомеле.

Увеличивать количество доноров плазмы среди переболевших планируется тогда, когда у трансфузиологов появится больше тестов. Не планируется, что на антитела к COVID-19 будут проверять всех подряд, скорее работа будет вестись среди постоянных доноров.

Донорскую кровь заменить невозможно, а потребность в ней увеличивается с каждым годом прежде всего из-за увеличения числа высокотехнологичной медицинской помощи, пересадок органов в том числе. Сейчас большинство доноров в Беларуси не отказываются от денежной компенсации, хотя к 2020 году страна планировала перейти на безвозмездное донорство. В прошлом году безвозмездно кровь сдали 26% доноров крови и 9% доноров плазмы.

Для людей, которые переболели коронавирусом и готовы сдать кровь на плазму, на сайте РНПЦ трансфузиологии и медицинских биотехнологий есть специальная анкета, там же указаны и телефоны для консультаций.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, есть доказательства того, что реконвалесцентная плазма помогла пациентам с геморрагической лихорадкой Эбола, вирусом гриппа H1N1, MERS, SARS-1 и другими. Ранние исследования использования реконвалесцентной плазмы для COVID-19 в Китае, США, странах Европейского союза показывают, что это безопасная и эффективная терапия, которая уменьшает продолжительность и тяжесть COVID-19.

 

Фото Сергея Сацюка

Naviny.by